Наша недельная глава начинается с драматической сцены. Египетский вельможа (Йосеф) сообщает братьям, что собирается взять себе в рабы Биньямина, младшего сына Яакова, заподозренного в краже кубка. Йегуда активно протестует: «Не может отрок покинуть отца своего, если покинет отца своего — умрет» (Ваигаш 44:22).
Рабби Шломо Амсалем, один из крупнейших раввинов Марокко, трактовал этот стих так: отрок — это народ Израиля. Евреи не могут отказаться от своей веры и оставить Царя Небесного. В противном случае им грозит гибель, не дай Б-г.
Когда братья бросили «выскочку» Йосефа в яму, Тора отметила: «А яма пуста, нет там воды» (Берейшит 37:24). Согласно комментарию мудрецов, там, где нет воды, водятся змеи и скорпионы. Когда евреи забывают о живительных водах Торы, образовавшийся вакуум заполняют преступность, алкоголизм и разврат. Нет, не может отрок покинуть отца своего!..
После того, как Йосеф сообщил братьям, кем он является на самом деле, фараон пригласил всё семейство Яакова переехать в Египет: «Берите себе из земли Египетской повозки для ваших детей и для ваших жен, и возьмите отца вашего и приходите. И пусть ваш глаз не жалеет вашей утвари» (Ваигаш 45:20)
Обычно при переезде в другую страну люди тщательно пакуют вещи. Тарелки прокладывают тканью, чтобы они не разбились, вилки и ложки заворачивают в специальную бумагу. Сейчас же речь идет о семье, которая живет в страдающем от голода Ханаане, и времени на приготовления нет. Пока сыновья Яакова будут паковать глиняные кувшины, скот может умереть от голода. Это и имел в виду фараон — не жалейте утвари, оставьте ее в Ханаане и срочно переезжайте сюда.
Жила-была израильская семья. Двое братьев стали религиозными под влиянием семинаров движения «Арахим». Это чрезвычайно обрадовало их отца, еврея, придерживавшегося традиционного уклада жизни. Несколько десятилетий тому назад он отправил их в нерелигиозную школу. С благими, разумеется, намерениями, поскольку религиозная школа находилась далеко, а светская — буквально через дорогу. Но ее влияние оказалось решающим.
Когда речь идет о духовных материях, не надо «жалеть утварь» и руководстоваться такими критериями как расстояние от дома до учебного заведения. Это ничто по сравнению с многовековой еврейской традицией, ценностями Торы и наследием поколений, жизненно необходимым в деле воспитания наших с вами детей.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»