«И поднялась Ривка и ее девушки, и сели они на верблюдов, и последовали за мужем» (Хаей-Сара 24:61). Зачем нужны такие подробности? Почему нам необходимо знать, кто за кем ехал? Чтобы ответить на эти вопросы, процитируем Талмуд.
«Маноах, отец Шимшона (Самсона), был необразованным человеком. Написано: “И пошел Маноах за своей женой” (Шофтим 13:11). Сказал рав Аши: он даже в талмуд-торе не учился, ибо сказано: “И поднялась Ривка (…) и последовали за мужем”. За мужем, а не муж за ней!» (трактат «Брахот» 61а)
Тора учит нас правилам повседневного поведения, а также законам скромности. Во времена Талмуда дети с малых лет знали, что не мужчина должен идти за женщиной, а наоборот, поскольку это нескромно. Ученики талмуд-торы не просто читали Пятикнижие, а усваивали приведенные в нем законы и применяли их в повседневной жизни.
Но кто сказал, что Маноах не учился в талмуд-торе? А может быть, он просто прозевал тот момент, когда меламед преподавал главу «Хаей-Сара»? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте сделаем небольшой исторический экскурс.
Как известно, грядущее Избавление напрямую связано с уничтожением памяти об Амалеке. Царь Шауль был направлен с этой миссией, но не выполнил ее. Царь Давид послал военачальника Йоава, но тот уничтожил только мужчин-амалекитян (Млахим 1 11:15). В Талмуде написано, что когда Йоав вернулся с поля боя, Давид спросил его, в чем причина такого выборочного исполнения Б-жественного повеления. Тот ответил: «В Торе написано: “Сотри мужчин (захар) Амалека” (Дварим 25:19)». Царь удивился: «Нет, заповедь гласит: “Сотри память (зехер) об Амалеке”! Йоав объяснил, что его учили читать “захар”, а не “зехер”.»
Тогда Давид нашел раввина, у которого в детстве учился Йоав, и процитировал ему стих из книги пророка Йермиягу: «Проклят тот, кто нерадиво исполняет дело Г-сподне, и проклят тот, кто меч свой отвращает от кровопролития» (Йермиягу 48:10).
В комментариях Тосафот объясняется, что этот раввин учил детей правильному прочтению слова зехер. Но вина его заключалась в том, что он не удосужился проверить учеников и убедиться, что абсолютно все читают правильно.
Учитель должен проверять познания учеников. Соответственно, если Маноаху не было известно, что мужчина должен идти впереди женщины, вывод напрашивается один-единственный: он не учился в талмуд-торе!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.