«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Ноах 8:22). Согласно комментарию Бен-Иш Хая, в сердце человека идет непрерывная борьба доброго и злого начала. Доброе начало шепчет: «Тот, кто сеет в этом мире, пожинает в загробном. Иди, исполняй заповеди!» От него не отстает и злой собрат: «Зачем ждать жатвы? Иди, рви плоды материальных благ и страстей прямо сейчас!»
При виде запрещенной вещи доброе начало предостерегает: «Вспомни своего Творца! Не теряй свой будущий мир за одно мгновение!» Ему перечит злое начало: «Перестать заниматься вычислениями, пользуйся тем, что перед тобой находится!».
Утром доброе желание призывает человека пойти на молитву. А злое отговаривает: «Еще ночь, поспи немножко». Поэтому и сказано, что «… сеяние и жатва (…) день и ночь не прекратятся». Доброе и злое начала продолжат спорить между собой. Одно будет звать еврея сеять добрые дела, а второе предложит удовлетвориться жатвой низменных страстей. Одно скажет: «Уже день». А второе зашепчет: «Не слушай его, еще ночь».
Спросили как-то Хафец-Хаима, почему плату за исполнение заповедей получают не в этом мире, в загробном (трактат Кидушин 39а). По своему обыкновению, он рассказал притчу.
Богатый ювелир скончался в самом расцвете сил и оставил после себя единственного сына, еще ребенка. Назначили ему опекуна, чтобы тот заботился о еде, питье и одежде для малыша.
Как-то раз сироте захотелось конфет. Пошел он на кухню, перерыл все ящики — нет ничего. Тогда мальчик вышел из дома и побрел в ближайшую лавку. «Почем конфета на палочке?» — «Десять пенни», — ответил продавец.
«У меня нет денег, — сказал сирота, но зато есть вот что». С этими словами он протянул продавцу маленький бриллиант. «Нет денег — иди домой», — приказал неуступчивый продавец.
Мальчик возмутился: «Неужели твоя конфета стоит дороже моего бриллианта?!» — «Нет, конечно же, — пояснил продавец, — и именно поэтому я хочу, чтобы ты оставил бриллиант себе, не променяв его на какую-то сладость».
Плата за исполнение заповеди — это бриллиант, цену которому можно узнать только в раю. Было бы глупо дать нам возможность разменять его в этом мире на что бы то ни было!
(из книги «Шаарей тшува»)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ