Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Парижская история

Следующая история приводится в книге рабби Йосефа Масаса, да будет благословенна память о праведнике. Она произошла в эпоху рабейну Йехиэля из Парижа, одного из авторов Тосафот.

Неподалеку от дома раввина проживали двое ювелиров — Яаков-Абудрахам и Нафтали-Азарья. В канун Рош а-Шана они постились, после чего обратились к Творцу с просьбой: Сообщи нам во сне о вердикте, который вынесен на небесах: сколько денег мы заработаем в следующем году? Ведь сказано в Талмуде, что пропитание человека устанавливается с Рош а-Шана до Рош а-Шана (трактат «Бейца», 16а).

Их молитва была принята. В ту же ночь Яаков увидел сон, в котором ему сообщили размер будущего заработка — 200 золотых. Его приятелю Нафтали было обещано 150 золотых. Утром друзья пошли к рабейну Йехиэлю и рассказали об увиденном. Он посоветовал им вести подробные расчеты на бумаге, подсчитывая все доходы и расходы. Если по окончании года полученная сумма будет равна той, которую каждый из них увидел во сне, их сны — вещие.

Как-то раз друзья заспорили насчет определенного товара, который они совместно приобрели и продали. Яаков сказал: «Мне положена половина прибыли». Нафтали с ним не согласился: «При покупке две трети денег были моими, поэтому и две трети выручки должны принадлежать мне».

Не достигнув компромисса, компаньоны направились на суд к рабейну Йехиэлю. «У кого находился товар? И у кого хранится прибыль?», — спросил раввин. «У меня», — ответил Яаков.

Рабейну Йехиэль продолжил: «А свидетели или долговое обязательство у вас имеется?» Яаков и Нафтали покачали головой в знак отрицания. «В таком случае Нафтали должен представить доказательство своей правоты. Если же доказательств нет, Яаков должен поклясться, что все его слова — чистая правда, и тогда половина выручки будет его».

«Я говорю правду, — продолжил настаивать Яаков. — Но клясться не хочу». Пришлось ему довольствоваться не половиной, а всего лишь одной третью прибыли. Разница составила десять золотых.

Компаньоны продолжили вести учетность, записывая доходы. В канун следующего Рош а-Шана выяснилось, что Яаков заработал 189 золотых, на 11 золотых меньше, чем было предсказано во сне. Нафтали же заработал 161 золотой, на 11 золотых больше. Пришли они к рабейну Йехиэлю и рассказали о заработанных суммах.

Тогда раввин обратился к Нафтали: «Твой приятель был прав, ему полагалась половина прибыли за проданный товар». Нафтали удивился: «Но ведь разница между заработанным составила 11 золотых, а не десять!» «Один золотой я уплатил писцу, который составил исковое заявление», — пояснил Яаков.

Рабейну Йехиэль попросил Нафтали передать Яакову 11 золотых, и тогда счет сравняется. Но Нафтали отказался: «Разве ж это по закону? В Талмуде сказано, что сны не должны влиять на решения» (трактат Гитин, 52б).

Яаков пожал плечами и ушел. В магазине его уже ждали покупатели. К полудню Яаков заработал 11 золотых.

Нафтали тоже вернулся в свой магазин. Целый день он сидел у открытой двери, но покупателей не было. Вечером ювелир закрыл магазин на замок и пошел домой. По пути он прошел через городской рынок. Задумавшись, Нафтали споткнулся о стол продавца стеклянной посуды и опрокинул ее. Роскошная утварь превратилась в кучу осколков. Хозяин, негодуя, бросился на Нафтали с кулаками, избил, а затем потащил его к судье. Тот постановил: за нанесенный продавцу посуды ущерб ювелир должен выплатить 11 золотых.

Тем временем наступил вечер. Начался праздник Рош а-Шана. Жена и дети Нафтали ждали отца. В синагоге его не было, магазин был закрыт. Внезапно на пороге показался несчастный Нафтали, избитый и опечаленный. Он рассказал о том, что с ним случилось. Присутствующие были поражены тем, как работает Провидение. Нафтали прочел вечернюю молитву и пошел к рабейну Йехиэлю просить прощения. Затем он попросил прощения у Яакова, а раввин расказал о произошедшем утром, перед трублением в шофар. Наши заработки зависят от вердикта, который выносится на небе. А сам вердикт зависит напрямую от нас, как сказано: «Молитва, раскаяние и цдака отменяют плохой приговор». (Мааян а моэд)

Почему в благословениях молитвы на Рош а-Шана не упоминается «Царь Вселенной»?

Рассказывает раввин Галинский: «Как-то раз раввин Авраам Стюарт, автор книги “Мишнат-Авраам”, задал мне вопрос. В Талмуде (трактат “Брахот”, 12а) сказано, что благословение, в котором не упоминается выражение “Царь Вселенной”, недействительно. Причем молящийся обязан произнести это благословение повторно, даже если он пропустил слово “…Вселенной”. Почему же в благословении “малхуйот”, которое приводится в молитве Рош а-Шана, Царь Вселенной не упоминается?»

Раввин Галинский ответил следующим образом — когда речь идет об обычном благословении, фактор царствования является похвалой Всевышнему. Причем, царствования не простого, а над всем миром. Поэтому мы произносим: «Благословен Ты, Царь Вселенной».

В знаменитую ешиву в Радине приехал новый ученик. Он продемонстрировал главе ешивы раввину Цви-Гиршу Левинсону отличные рекомендации. Тот кивнул головой: «Ты принят. Но сейчас возвращайся туда, где ты учился раньше и приезжай к нам через полгода». Ешиботник изумился: «Почему?»

«Потому что в ешиве нет мест. Все кровати заняты. А за полгода, с Б-жьей помощью, кто-нибудь женится или отправится в другую ешиву. Его место освободится, и ты сможешь у нас учиться».

Молодой человек был непреклонен: «Я могу спать в бейт-мидраше». Раввин Левинсон покачал головой: «Правила ешивы этого не позволяют». Но ешиботник не отступал: «Я готов спать на полу».

Его упорство понравилось раввину и тот согласился: «Хорошо, иди учись, а я что-нибудь придумаю». Вечером он вызвал новичка и сообщил: «Я нашел для тебя свободную кровать… в доме самого Хафец-Хаима».

В те годы великий раввин был вдовцом. Ученик с опаской постучался в дверь избы, в которой жил Хафец-Хаим. Хозяин обрадовался: «Я смогу выполнить заповедь о гостеприимстве! Имей в виду, я — человек пожилой, сплю мало, ты не увидишь меня ни утром, ни вечером».

Парень приготовился ко сну. В комнату вошел Хафец-Хаим: «Ты привык читать перед сном?» Ешиботник ответил утвердительно. Раввин принес ему книгу и пожелал спокойной ночи.

Молодой человек раскрыл книгу и изумился — это было кабалистическое произведение «Ангел Разиэль», которое не под силу понять обычному человеку. В нём рассказывается о Вселенной и небесном воинстве ангелов. Утром он спросил хозяина: «Уважаемый раввин, почему вы принесли мне не произведение, посвященное Галахе или этике, а именно эту книгу?» Хафец Хаим ответил: «Каждый еврей должен знать, насколько велик Творец».

Поэтому в благословениях мы постоянно упоминаем Царя Вселенной. Однако благословение царств, «малхуйот» в молитве Рош а-Шана принципиально отличается от всех остальных. В Талмуде сказано: «Прочтите передо Мной благословение царств, чтобы поставить Меня над вами» (трактат Рош а-Шана, 16а). В этот день мы должны назначить Всевышнего царем не над всем миром, а над нами. Поэтому выражение «Царь Вселенной» опускается.

По схожему поводу Хафец-Хаим писал (книга «Шем олам», 1—12): «Талмуд повелевает во время чтения молитвы “Шма, Исраэль” думать о том, что Б-г является Царем всего мира, семи небесных куполов и четырех сторон Земли. Но самое главное люди забывают: назначить Б-га своим собственным Царем».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.