«В пустыне Арава» (1:1) Рав Мекицк Шели зацаль написал в книге «Бейт вешем» к этим словам: есть люди слова, которых сладки (аревим) для слушателей, но муль суф — если дослушать их до конца, окажется, что они — бэйн паран увэйн тофель. В них злословие или клевета, как у разведчиков в Паране, и в любом случае они неважны — тефель. Из них не извлечешь никакой пользы духовной или материальной, только пустая трата времени. Поэтому желательно, чтобы был лаван вехацерот — чтобы речь была лавана, белой, чистой от злословия, и также бехацерот — во дворах Дома Б-га, чтобы разговор шел о Торе и страхе небесном, в котором есть польза и вечный дух для человека.
И о субботе сказано ведабер давар — чтобы субботние разговоры были не о пустом (Шабат 113), но не о торговле и сделках (Раши). Гаон раби Йеошуа Софер зацаль рассказал притчу.
Случай с торговцем и его дорогим сыном, не особым умником и немалым глупцом. Когда он повзрослел, нашли ему невесту. Сказал ему:
— Ты, конечно, знаешь, что у меня есть друг за морем.
— Конечно, от него приходят иногда письма, а я собираю с них разноцветные марки.
— Так скажи мне, что ты от него хочешь получить на свадьбу.
Сверкнули глаза у сына. У приятелей, которые приехали оттуда учить Тору, покупал он разные вещи, а теперь они будут у него.
— Хочу такие блестящие шелковые рубашки, как у них. И такой красивый костюм, какие носят туристы, которые приехали оттуда. И такие лаковые острые туфли, как у них.
Длинный список. И вдруг остановил его отец.
— Хватит об этом.
Лицо парня стало огорченным, оборвался сон.
— Жалко тебе что ли, чтобы я продолжал мечтать? Если я закажу мебель, как на картинках и хрустальную люстру как во дворцах, роскошный автомобиль с шофером в ливрее.
— А почему ты решил, что это сон, — ответил отец, — что закажешь, то и получишь.
Засмеялся сын над словами отца.
— Но твой друг посылает только письма с марками. Разве поместятся рубашки в конверт? Ха-ха!
— Когда передает привет, — терпеливо сказал отец, — посылает конверт, а если заказ — посылки.
— Тогда почему ты прервал мой заказ? Он же может прислать и десять посылок.
— Пойми, — ответил отец. — За каждый заказ надо заплатить, а средства ограничены.
Мораль: Многие считают, что слова не имеют особого значения и треплют языками. Говорят запрещенные вещи и в субботу, и в будние дни. Будто во сне.
И не понимают, что за каждое слово придется заплатить, и лучше два раза подумать сначала, прежде чем сказать.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»