Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У еврейского народа есть богатая родословная. Именно благодаря нашим святым праотцам была получена Тора на горе Синай.

«Пересчитайте поголовно всю общину сынов Израиля» (1:2) В Мидраше учим: В час, когда Израиль получил Тору, народы мира позавидовали ему — Почему Всевышний приблизил его к Себе больше, чем всех остальных? Однако Творец сразу закрыл им рты, сказав: Принесите и вы Мне книгу своих родословных, как сказано в Писании: «Воздайте Г-споду, семьи народов» (Теилим, 96:7), так же как принесли ее Мои сыновья: «И объявили они родословные свои по семействам своим» (Бемидбар, 1:18).

А святой автор книги «Ор а-Хаим» пишет в комментарии, что «пересчитайте поголовно» нужно читать как: «возвысьте головы всей общины сынов Израиля» в книгах родословных.

А теперь — наша история, которая произошла два поколения тому назад в Шарабе (Йемен). Раби Йосеф Эльгамель был духовным лидером евреев в городе Таизе, и, занимая эту должность, вынужден был погрузиться в самое логово волков, спасая овцу от клыков хищников, защищая евреев от злодеяний жестоких властителей. Днями и ночами стоял раби Йосеф на страже, то улещивая слитками серебра, то утешая речами, и всякую минуту опасался гнева притеснителя.

Однажды вечером его пригласили на званый пир в дом одного из евреев Шараба. «Вино веселит сердце человека», и кашерного вина было вдоволь. Чем отличается еврейское застолье от нееврейского? Сказано в Мидраше: «Когда Израиль ест и пьет — благословляет Всевышнего, славит и прославляет Его, и Он благосклонно слушает его. Когда же народы мира едят и пьют, набрасываются с жадностью на еду, терзают ее нагло и сквернословят. В этот час Всевышний хочет уничтожить мир, тогда Тора заступается, говоря: “Владыка мира! Чем взирать на недостойных и наглых, взгляни лучше на народ Твой, Израиль, которые благословляют и славят Имя Твое словами Торы, песнями и восхвалениями”.»

Пир начался песнями и гимнами святого певца раби Шалома Шабази, и от пиюта к пиюту повествовали о чудесах, которые случились с ним: как одолел он имама и как раскрыл позор кудесника бен Илувана. И пели о спасениях, которые происходят с теми, кто посещает его могилу. И некоторые из присутствующих стали хвалиться тем, что считают себя потомками великого поэта, книга родословий которого восходит к Зераху, сына Йеуды, сына праотца Яакова, мир ему.

Раби Йосеф первый раз слышал об этой книге родословий и пожелал увидеть ее собственными глазами. Тотчас пошли и принесли древнюю рукопись, написанную на пергаменте, в которой были перечислены все поколения на протяжении трех с половиной тысячи лет. Восхитился раби и все сидящие. Но ведь еще сказано в Мишлей: «Вино — глумливо, шейхар — буен, и всякий увлекающийся ими неразумен» (20:1). Винные пары затмили рассудок раби Йосефа, мудрейшего судью еврейской общины, и возникла у него ужасная мысль, от которой его бросило в дрожь: «А что скажут гоим?! Что скажет султан, если узнает, что подчиненные его, евреи, попранные и униженные, имеют столь славную родословную? А они, гордые арабы, родства не помнящие, потомки диких племен… Не разгневается ли султан, не подумает ли, что евреи смотрят свысока на арабов и пренебрегают ими? И в гневе своем издаст он тяжкие и жестокие законы. Под влиянием вина в его воображении рисовались кровавые картины, одна ужаснее другой…»

Тревога послышалась в его голосе, когда он поделился с сидящими за столом своими мыслями. Все были поражены, напуганы и растеряны. Что же делать?

«Давайте сожжем рукопись», — предложил наси.

Услышали это все и вздохнули с облегчением — как же раньше не пришла им в голову эта простая мысль.

Возблагодарили они Творца за то, что поставил главой их общины такого мудрого главу и вложил в его сердце «совет и мудрость» руководить ими и заблаговременно остерегаться нежелательных событий.

Поднялись они и сожгли бесценную рукопись, единственный экземпляр, который переходил от отца к сыну десятки поколений, и каждое поколение вносило в него свое звено и свой ряд кирпичей. В одну минуту всеобщего опьянения сгорело бесценное достояние, превратилось в пепел…

Назавтра отрезвели они от вина и поняли, что сотворили в одно мгновение помрачения рассудка. Горько рыдали и вздыхали, заламывали руки от горя. В великой скорби оплакивали потерю, которую уже не вернуть.

История потрясающая, но испытав потрясение, необходимо извлечь из нее урок.

Все мы, каждый из нас несет в себе собственную родословную в десятки поколений. И не книгу, написанную на пергаменте, а традицию, запечатленную в сердце, укорененную в душе. И как же нам нужно остерегаться, чтобы в минуту легкомыслия и безрассудства, ведь «человек грешит лишь тогда, когда им овладевает безумие, дух глупости (руах штут)», не совершить поступка, который прервал бы неразрывную связь поколений.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ