Темы: Оцарот
«И будет жить ими (законами Торы)» (18:5). По поведению маленького ребенка можно иногда судить, насколько он «живет» Торой. Нижеследующий рассказ повествует о том, что происходит в сердце ребенка, и можно предположить, что когда герой нашего рассказа вырастет, он станет великим знатоком Торы.
В Талмуд Торе (еврейской школе) случилось так, что учитель не пришел вовремя на урок. Как обычно происходит в таких случаях, дети начали беситься. Залезали на столы, карабкались по стенам, и делали все, что им вздумается.
В одном здании с Талмуд Торой находился также колель (ешива для женатых мужчин). И вот, посреди учебного дня, открывается дверь и в дверном проеме показывается один из учеников класса. Он обращается к присутствующим с просьбой: «Я хочу изучать Тору, а наш учитель не пришел. Может быть, кто-то из вас может его заменить?» Просьба была необычна, и один из взрослых учащихся ешивы, действительно, встал и пошел преподавать детям.
Только один мальчик из всех детей пошел просить взрослых придти и преподавать. Это говорит о том, что его душа действительно стремится к Торе, и он в будущем достигнет в ней больших высот.
Но из этой истории можно выучить еще одно. Как известно, Всевышний дал Пинхасу Свой «завет мира», который не был дан даже Моше. Возникает вопрос: чем Пинхас был сильнее Моше, ведь Моше жертвовал собой ради еврейского народа.
Магид из Дубно объяснил это с помощью притчи. Один человек был в долгах, как в шелках. Его друг пошел и уговорил заимодавцев отложить выплату долга на более поздний срок. У должника был еще один друг, и тот решил действовать по-другому. Он собрал всех заимодавцев и сказал им: «Поскольку у должника нет денег, чтобы вернуть долги, для вас нет никакого смысла докучать ему и давить на него. Я готов заплатить каждому четвертую часть долга, чтобы вы оставили должника в покое. Так вы получите хоть что-то».
Кому из друзей должник больше будет обязан? Понятно, что второму, ведь первый только отложил время расплаты, а второй полностью отвел от него заимодавцев.
Так было и с Пинхасом. Моше только отложил на время гнев Всевышнего на евреев, а Пинхас, самопожертвованно уничтожив злодеев, полностью отвел от Израиля гнев Творца. Поэтому ему и был дан «завет мира».
Так и тот мальчик, который пришел в ешиву и попросил чтобы в его класс прислали преподавателя, одним махом устранил грех опоздавшего учителя и грех учеников, которые впустую тратили учебное время. Поэтому его заслуга — весьма велика.
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь