В Пасхальной агаде, сборнике текстов, которые мы читаем в пасхальный вечер, написано: «О четырех сыновьях говорит Тора: умный, злодей, простак и не умеющий спрашивать». Первые два, умный и злодей, это две крайние противоположности, позитив и негатив, свет и тьма. Но сказали наши Учителя, что праведники немногочисленны на свете, да и злодеев не так уж много. Имеются в виду настоящие злодеи, которые презирают все святое и ненавидят мудрецов Торы.
Где же находится большинство еврейского народа? В прошлом, большинство относилось к «простому сыну» из Пасхальной агады, которых хоть и не знал, но интересовался и хотел знать. Это сын, который спрашивает о пасхальных обычаях: «что это?» Так и большинство народа интересовались Торой, а раввины проводили уроки, проповеди, отвечали на вопросы о практическом соблюдении заповедей. Но сегодня много таких, кто «не умеет даже спрашивать»: миллион еврейских детей не умеет читать «Шма Исраэль», и совершенно не знают, что спрашивать, не имеют никакого представления о богатейшем наследии, о трехтысячелетней традиции предков. О них сказано в агаде: «А тот, кто не умеет спрашивать — ты сам начни объяснять ему». Наша обязанность — просвещать умы и сердца. Об этом сказали наши Учителя: «Тот, кто изучает Тору, но не обучает ей, подобен мирту в пустыне: зачем тебе дан приятный запах, если некому его нюхать?»
Поэтому каждый в меру своих возможностей должен обучать Торе тех, кто ее не знает — дабы исполнить сказанное «тот, кто не умеет спрашивать — ты сам начни объяснять ему».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.