Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Законы храмового воскурения актуальны и в наши дни. История о человеке, который опоздал на молитву, но получил шанс исправиться.

Глава «Ки тиса» сообщает о составе храмового воскурения. Как сказано: «И сделай из них смесь для воскурения» (Ки тиса 30:35).

Как-то раз в синагоге начали читать молитву «Минха». Прихожане стали произносить отрывки, в которых рассказывалось о постоянных жертвоприношениях «тамид» и воскурениях «кторет». Внезапно раввин заметил, что один из молящихся не принимает участия в чтении. Увидев, что раввин пристально смотрит на него, человек пояснил: «Утром я опоздал на молитву и не успел произнести аналогичные отрывки. Как же я буду читать их сейчас, если первая половина уже пропущена?»

Раввин ответил: «Произнесите эти отрывки сейчас, а после молитвы подойдите ко мне». Так он и сделал. По окончанию молитвы раввин синагоги сказал: «Если по ошибке или даже умышленно утром не была принесена жертва “тамид”, ее приносят после полудня. В случае с пропущенным воскурением “кторет” в послеполуденное время следует сделать воскурение в двойном размере. В вашем же случае вы вполне могли читать необходимые отрывки, несмотря на то, что вы пропустили их утром».

Молящийся поблагодарил, а раввин продолжил: «Две этих галахи символически перекликаются с повседневной жизнью еврея. Смысл первой галахи — в том, что никогда не поздно начать всё с начала. Если вы не успели что-то сделать, начните прямо сейчас. Талмуд рассказывает о двадцати четырех тысячах учениках рабби Акивы, которые умерли, потому что не оказывали уважения друг к другу. Несмотря на эту трагедию, рабби Акива продолжил преподавать и передал свое наследие мудрецам на юге Эрец-Исраэль — рабби Меиру, рабби Иегуди, рабби Йосей, рабби Шимону бар-Йохаю и рабби Элиэзеру бен Шамуа.

Вторая галаха перекликается с тем, что в Талмуде сказано о раве Аха бар-Яакове. Его называют “одалживающим и возвращающим долг”. Раши объясняет, что рав Аха учил Тору днем и повторял выученное вечером. Если же дневные часы были посвящены заработку, мудрец увеличивал объем вечерних занятий. Рав Аха бар-Яаков мог бы сказать: днем я не тратил время попусту, я трудился, зарабатывая деньги на благо семьи. Но он относился к себе как к должнику Творца. Это и есть правильное понимание жизни».


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Бывшая жена заставляла мужа менять ребенку подгузники и играть с ним. Он боится, что и я буду заставлять...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Муж считает, что детей нужно растить послушными ручными роботами. Его самого так растили...

12 ноября, отвечает Ципора Харитан

Давать ли ребенку книжки Стивена Хокинга? Ведь он атеист...

11 ноября, отвечает Ита Минкин