Глава «Ки тиса» сообщает о составе храмового воскурения. Как сказано: «И сделай из них смесь для воскурения» (Ки тиса 30:35).
Как-то раз в синагоге начали читать молитву «Минха». Прихожане стали произносить отрывки, в которых рассказывалось о постоянных жертвоприношениях «тамид» и воскурениях «кторет». Внезапно раввин заметил, что один из молящихся не принимает участия в чтении. Увидев, что раввин пристально смотрит на него, человек пояснил: «Утром я опоздал на молитву и не успел произнести аналогичные отрывки. Как же я буду читать их сейчас, если первая половина уже пропущена?»
Раввин ответил: «Произнесите эти отрывки сейчас, а после молитвы подойдите ко мне». Так он и сделал. По окончанию молитвы раввин синагоги сказал: «Если по ошибке или даже умышленно утром не была принесена жертва “тамид”, ее приносят после полудня. В случае с пропущенным воскурением “кторет” в послеполуденное время следует сделать воскурение в двойном размере. В вашем же случае вы вполне могли читать необходимые отрывки, несмотря на то, что вы пропустили их утром».
Молящийся поблагодарил, а раввин продолжил: «Две этих галахи символически перекликаются с повседневной жизнью еврея. Смысл первой галахи — в том, что никогда не поздно начать всё с начала. Если вы не успели что-то сделать, начните прямо сейчас. Талмуд рассказывает о двадцати четырех тысячах учениках рабби Акивы, которые умерли, потому что не оказывали уважения друг к другу. Несмотря на эту трагедию, рабби Акива продолжил преподавать и передал свое наследие мудрецам на юге Эрец-Исраэль — рабби Меиру, рабби Иегуди, рабби Йосей, рабби Шимону бар-Йохаю и рабби Элиэзеру бен Шамуа.
Вторая галаха перекликается с тем, что в Талмуде сказано о раве Аха бар-Яакове. Его называют “одалживающим и возвращающим долг”. Раши объясняет, что рав Аха учил Тору днем и повторял выученное вечером. Если же дневные часы были посвящены заработку, мудрец увеличивал объем вечерних занятий. Рав Аха бар-Яаков мог бы сказать: днем я не тратил время попусту, я трудился, зарабатывая деньги на благо семьи. Но он относился к себе как к должнику Творца. Это и есть правильное понимание жизни».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.