Каких только врачей нет в наше время — от ЛОРов до невропатологов, от терапевтов до эндокринологов. Чтобы оставаться здоровым, надо следовать сказанному ранее в том же отрывке: «Если будешь ты (…) внимать заповедям Его, и соблюдать все законы Его, ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Г-сподь, целитель твой» (Бешалах 15:26).
На первый взгляд кажется, что в этих словах заключено логическое противоречие. Если соблюдение заповедей обеспечивает здоровье, зачем упомянуты врачебные функции Всевышнего? Нет болезней — не нужен и врач!
Комментатор Раши объясняет: в этом отрывке заключены два обещания. Первое — Творец не пошлет ту или иную «египетскую» болезнь евреям, соблюдающим Его законы. Второе — если человек согрешит и заболеет, а затем раскается, Всевышний исцелит его.
В талмудическом трактате «Эрувин» объясняется отличие Б-га от обычного земного эскулапа. Врачи прописывают легкие лекарства от легкого недуга и сильнодействующие — от тяжелого. Нередко медикаменты обладают побочными действиями, от относительно безобидных, типа сухости во рту, сонливости и головокружения, до крайне опасных.
Всевышний же дал нам универсальное лечебное средство — Тору и ее заповеди. Соблюдение Его законов обладает универсальным целебным эффектов и не влечет за собой никаких побочных действий.
Рассказывают, что в одном местечке жил еврей-антисемит. Редкое сочетание, но уж больно вредное для окружающих. Мало того, что наш герой, точнее, антигерой, помешал местному раввину основать хедер и открыть ешиву, он даже задействовал знакомства в высших сферах, чтобы лишить раввина должности.
Однажды антисемит еврейской национальности заболел. Раввин решил его навестить, чтобы исполнить заповедь о посещении больных. Как только тяжелобольной увидел гостя, он заплакал: «Ребе, простите меня за мои козни. Я умираю от брюшного тифа, и нет лекарств, который могут мне помочь. Прошу вас — помолитесь за меня!»
В тот же день раввин собрал своих учеников и приказал читать Теиллим за выздоровление. Люди удивились: всю жизнь этот человек боролся с евреями и иудаизмом, а теперь раввин заставляет нас молиться за его жизнь?! Раввин ответил: «Наше поколение погрязло в пороках. Этот человек — далеко не единственный, которому не достает Б-гобоязненности. Но брюшной тиф сделал с ним то, что со многими из нас не сделали молитвы Судного дня: он заставил его искренне раскаяться. Болезнь выполнила свою функцию, поэтому давайте помолимся за ее полное исчезновение…»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.