Йосеф встречается с братьями, которые прибыли в Египет. Они еще не знают, кто перед ними, и с удивлением взирают на почести, которые Йосеф оказывает Биньямину во время трапезы: «И велел он нести от себя подношения им, и было подношение Биньямину в пять раз больше, чем подношения у них всех» (Микец 43:34).
В Талмуде сказано, что человек не должен отдавать предпочтение одному из детей, ведь из-за цветной рубашки, которую пошил праотец Яаков, Йосефа продали в рабство. Что впоследствии привело к иммиграции еврейского народа в Египет и последующему рабству. Почему же Йосеф прилюдно продемонстрировал, что любит Биньямина больше остальных?
Рабби Иешаягу ди Трани объяснял в этой связи, что братья были против неравного родительского отношения к ним, но не протестовали, когда речь шла о ком-нибудь другом. В данном случае, о египетском владыке, за личиной которого скрывался Йосеф.
О зависти, тем не менее, стоит написать подробнее. Царь Шломо в книге «Коэлет» пишет: «И увидел я, что весь труд человека, и все успехи в делах, — это от зависти человека к товарищу его» (Коэлет 4:4) То есть, зависть является своеобразным катализатором нашей деятельности. Мы завидуем другим и хотим сделать всё, чтобы они позавидовали нам.
Как-то один молодой человек возвращался из бней-бракской ешивы. Он увидел, как на строительной площадке спорят архитектор и владелец будущей виллы. Каким камнем лучше облицевать дорогу, ведущую к вилле, — мрамором или материалом подороже?
Ешиботник вмешался в ученый спор: «Извините, не кажется ли вам, что гранита будет достаточно?» Будущий владелец виллы застыл в недоумении. «Вы ведь хотите облицевать дорожку мрамором для того, чтобы вам завидовали, не правда ли? Я заранее предупреждаю, что завидовать не буду. Получается, вы зря потеряете деньги».
Давайте же решим, для кого мы строим дом, растим детей и учим Тору — для себя или для других?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.