Когда жена Потифара пыталась соблазнить Йосефа, он, как сказано, «Оставил одежду свою в ее руке и выбежал вон» (Ваешев 39:12). Неужели нельзя было вежливо, но твердо отказаться, объяснить женщине, что ее поведение неэтично? Почему надо было бежать, куда глаза глядят?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, процитируем слова раввина Яакова Галинского. Как-то он задал своим ученикам вопрос: почему в молитву включена просьба «Да будет Твоя воля на то, чтобы я более не грешил»?
Действительно, такая просьба выглядит странно — раз человеку дана свобода действий, ему и решать, грешить или нет. Но всё дело в том, что мы просим не попадаться в сети греха. В противном случае мы не сможем выпутаться из них. В трактате «Пиркей-авот»
Праведный Йосеф понимал, что жена Потифара приготовила ему ловушку. Если б он замешкался хоть на миг, греховные побуждения могли бы оказать влияние и на него. Поэтому он не дискутировал с супругой своего хозяина, а просто выбежал вон.
В Талмуе (трактат Йома, 35) приводится история о бедняке, богаче и злодее, которые попали в мир иной. На небесном суде каждого из них спросили, почему он не изучал Тору в надлежащем объеме. Бедняк ответил: «Я был занят поисками заработка». Логичное объяснение, не правда ли? В трактате «Эрувин» сказано, что бедность заставляет человека забыть о собственных желаниях и желаниях Создателя.
Богач дал свой ответ: «Я управлял своим имуществом». Всё верно, в трактате «Пиркей-авот» написано: «Увеличивающий имущество, увеличивает беспокойство» (Пиркей авот 2:7)
Остается выслушать показания злодея. А тот спокойно произнес: «Я был занят… своим дурным началом».
Его реплика кажется странной. Ну сколько времени в день можно грешить? Бедность изматывает несчастного постоянно, богач хлопочет круглые сутки. Но почему грехи мешали злодею учиться? А потому что дурное начало поймало его в свои сети и изматывало его без перерыва…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.