В нашей недельной главе сказано: «И сказал Яаков Рахели, что он — брат отца ее» (Ваеце 29:12). Комментатор Раши объясняет, что слово «брат» служит синонимом слову «родственник», как в известном выражении «Все люди — братья».
Однако праотец Яаков неслучайно выбрал именно это слово. Наши мудрецы объясняют, что Рахель предупредила Яакова о том, что ее отец Лаван является обманщиком, и его сложно перехитрить. На что праотец ответил, что может считаться братом, то есть, коллегой Лавана в том, что касается искусства манипуляции. Ведь не так давно Яаков выкупил у нечестивца Эсава первородство и «обманным» путем получил у Ицхака благословения.
Мудрецы рассказывают, что Ривка была поражена. Она спросила Яакова, можно ли праведным людям поступать вышеописанным образом. На что праотец ответил положительно — в книге Теиллим написано: «С чистым ты чистосердечен, а криводушного поведешь извилистым путем» (Теиллим 18:27).
Пальма первенства в том, что касается хитрости принадлежит… нашему собственному дурному началу. В Талмуде сказано, что у дурного начала (йецер а-ра) есть семь имен. Раввин Яаков Галинский трактует это выражение следующим образом: раз у дурного желания есть семь имен, у него есть семь разных паспортов.
Представьте себе доброе начало, которое предлагает еврею долгосрочный вклад — хорошее поведение и исполнение заповедей Торы в обмен на вечную награду после 120-и лет жизни.
Этот вежливый советник по вкладам уходит, и в дверь тут же врывается дурное начало: «Меня зовут господин А. Делай то, что тебе хочется, и получи удовольствие прямо сейчас!» Человеку такое предложение кажется заманчивым, но на следующий день выясняется, что удовольствие от совершенного проступка куда-то улетучилось, а неприятное послевкусие осталось.
Дурное начало не отстает: «Меня зовут господин Б., я занимаюсь краткосрочными вкладами с огромной прибылью. Сделайте то-то и то-то, и получите награду уже сегодня!» Еврей подчиняется его посулам… но результат неутешителен.
Изо дня в день дурное начало атакует нас под разными именами, под разными личинами, разными способами. Но награда за грех была и остается кратковременной. Не пришло ли время принять предложение самого первого финансового специалиста — доброго начала?..
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ