Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
В Торе нет случайных слов, это не беллетристика, не приключенческий роман. Зачем же в нынешней главе подчеркивается, что при виде Рахели Яаков сумел убрать тяжелый камень, который закрывал устье колодца?

В нашей недельной главе сказано: «И сказал Яаков Рахели, что он — брат отца ее» (Ваеце 29:12). Комментатор Раши объясняет, что слово «брат» служит синонимом слову «родственник», как в известном выражении «Все люди — братья».

Однако праотец Яаков неслучайно выбрал именно это слово. Наши мудрецы объясняют, что Рахель предупредила Яакова о том, что ее отец Лаван является обманщиком, и его сложно перехитрить. На что праотец ответил, что может считаться братом, то есть, коллегой Лавана в том, что касается искусства манипуляции. Ведь не так давно Яаков выкупил у нечестивца Эсава первородство и «обманным» путем получил у Ицхака благословения.

Мудрецы рассказывают, что Ривка была поражена. Она спросила Яакова, можно ли праведным людям поступать вышеописанным образом. На что праотец ответил положительно — в книге Теиллим написано: «С чистым ты чистосердечен, а криводушного поведешь извилистым путем» (Теиллим 18:27).

Семь имен

Пальма первенства в том, что касается хитрости принадлежит… нашему собственному дурному началу. В Талмуде сказано, что у дурного начала (йецер а-ра) есть семь имен. Раввин Яаков Галинский трактует это выражение следующим образом: раз у дурного желания есть семь имен, у него есть семь разных паспортов.

Представьте себе доброе начало, которое предлагает еврею долгосрочный вклад — хорошее поведение и исполнение заповедей Торы в обмен на вечную награду после 120-и лет жизни.

Этот вежливый советник по вкладам уходит, и в дверь тут же врывается дурное начало: «Меня зовут господин А. Делай то, что тебе хочется, и получи удовольствие прямо сейчас!» Человеку такое предложение кажется заманчивым, но на следующий день выясняется, что удовольствие от совершенного проступка куда-то улетучилось, а неприятное послевкусие осталось.

Дурное начало не отстает: «Меня зовут господин Б., я занимаюсь краткосрочными вкладами с огромной прибылью. Сделайте то-то и то-то, и получите награду уже сегодня!» Еврей подчиняется его посулам… но результат неутешителен.

Изо дня в день дурное начало атакует нас под разными именами, под разными личинами, разными способами. Но награда за грех была и остается кратковременной. Не пришло ли время принять предложение самого первого финансового специалиста — доброго начала?..


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Я была с подругой искренней и открытой, а она из-за этого сочла, что я слабая и не уважаю себя...

Сегодня, отвечает Хая Черняк

Как полюбить человека, к которому испытываешь отвращение? Речь о психически больной родственнице...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

В очищении нуждаются только еврейские женщины?

19 октября, отвечает Мирьям Климовская