Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Есть люди, для которых собственная вера заканчивается там, где начинается возможность подзаработать. Именно таким и был идолопоклонник Лаван.

Праотец Авраам послал своего раба Элиэзера за Ривкой, будущей женой Ицхака. Когда ее брат Лаван увидел носовое кольцо и браслеты на руках девушки, а также услышал о караване верблюдов, груженных подарками, он проявил неслыханное гостеприимство.

«И сказал он: Войди, благословенный Г-сподом! Почему стоишь ты снаружи? Я же освободил дом и место для верблюдов» (Хаей-Сара 24:31). Согласно комментарию Раши, Лаван освободил дом от идолов, которым активно поклонялся. Однако поколение спустя именно он будет не на жизнь, а на смерть преследовать семью Яакова, который-де украл у него любимых божков. Чем же вызван нынешний «либерализм»?

Рабби Менахем-Мендл из Коцка, известный, в частности, своими глубокими и мудрыми афоризмами, поясняет: как только сообразительный Лаван понял, что появился шанс заработать деньги и получить подарки, которые привез Элиэзер, он тотчас отказался от своих богов.

Но прежде чем обвинять Лавана в меркантильности, давайте призадумаемся. Леавдиль, разве не случалось в жизни каждого из нас, что ради какой-то сделки мы пропускали урок Торы, отказывались от общественной молитвы в синагоге из-за собственной лени, обижали ближнего для того, чтобы прослыть остроумными, и т. д. и т. п.?..

В преддверии Хануки стоит вспомнить детали еврейского противостояния грекам. Нашим предкам была предложена роскошная жизнь с одним условием: ассимилироваться, отказаться от «варварской» веры отцов. Однако евреи были готовы вынести самые страшные муки, но не нарушить ни на йоту заповеди Творца.

Многие поколения повторили их судьбу, как пишет Рамбан в комментарии к книге «Берешит»: «И есть другие поколения, которые делали это с нами, и даже хуже этого, и мы все вытерпели и прошли через это». Оказавшись в Эрец-Исраэль, где так легко соблюдать Тору и заповеди, неужели мы прервем многовековую цепь традиции?!

Четыре великана

Наша праматерь Сара скончалась в Кирьят-Арба, как сказано: «И умерла Сара в Кирьят-Арба» (Хаей-Сара 23:2). Раши объясняет, что это место, в переводе с иврита «город четырех», получило свое название по именам четырех местных великанов — Ахимана, Шишая, Толмая и их отца. Кроме того, в этом городе были похоронены четыре пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.

Почему Раши упоминает четырех великанов? Какое отношение они имеют к факту смерти Сары?

В книге «Эвен яшпе» цитируется следующий мидраш. Когда Авраам повел Ицхака на заклание, к Саре пришел Сатан и спросил: «Куда пошел твой сын?» Праматерь ответила, что Авраам повел Ицхака на учебу к Эверу.

Тогда Сатан сказал: «Не учиться он повел его, а зарезать». Сара пошла к четырем великанам и попросила их сказать, что они видят с высоты.

Великаны ответили: «Мы видим Авраама и Ицхака на горе Мория. В руке у Авраама нож». Когда услышала Сара эти слова, ее сердце остановилось от горя. Поэтому Раши и сообщает нам историю Кирьят-Арбы — слова четырех великанов привели к скоропостижной смерти Сары.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Меня пугает мысль о новой работе: а вдруг не получится?!

Сегодня, отвечает Лея Солганик

Как остаться собой, но не расстраивать маму?

18 июня, отвечает Ципора Харитан

Как быть с личной гигиеной, когда два дня праздник, а потом суббота? Ко второму дню голова — ужасная...

17 июня, отвечает Ита Минкин