Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Как-то раз раббан Йоханан бен-Закай вышел из пределов Иерусалима, а за ним шел рабби Йегошуа. Увидел рабби Йегошуа разрушенный Храм и сказал:«Горе нам, разрушено было место, которое искупало все грехи!» Ответил ему раббан Йоханан бен-Закай: «Не огорчайся, есть у нас заповедь, искупающая грехи таким же образом — безвозмездные поступки».»«Авот-де-рабби Натан» 4:5

В недельной главе сказано: «А люди Сдома злы и грешны перед Г-сподом очень». Что призвано передать слово «очень»?

В трактате «Пиркей авот» приведен совет одного из таннаев: «Очень, очень будь принижен духом». Рав Ассад объясняет, что это повторение касается двух ситуаций — когда человек гордится тем, как он изучает Тору, и когда человек гордится объемом своих материальных пожертвований.

В цитате из «Пиркей авот» первое «очень» на иврите можно трактовать как аббревиатуру слов фразы «Справа от него — пламя закона», приведенной в книге «Дварим» (Дварим 33:2). Под пламенем закона подразумевается наша святая Тора.

Второе же слово «очень» — аббревиатура слов «Понимающий обездоленного» (Теиллим 41:2). Речь там идет о человеке, выполняющем заповедь о пожертвовании.

Поэтому мишна в «Пиркей авот» учит нас быть очень, очень приниженными духом. Даже если существуют, как минимум, две причины гордиться собой.

Вернемся к жителям Сдома. Почему Тора называет их не просто грешными, а очень грешными? Именно потому, что слово «очень», меод на иврите, передает сущность их грехов перед Творцом. В книге «Дварим» (Дварим 6:5) сказано: «И возлюби Г-спода Б-га твоего бе-холь меодеха, всем имуществом твоим». Согласно комментарию Раши, под имуществом подразумеваются деньги. Жители Сдома не делали пожертвований, и поэтому Тора упоминает их как очень грешных перед Г-сподом.

Секрет огласовок

В главе «Лех леха» сказано: «И вышли, чтобы идти в землю Кнаан (Ханаан), и пришли в землю Кнаан» (Лех леха 12:5). Почему в первый раз под буквой «аин» в названии земли «Кнаан» стоит огласовка «патах», а во второй — «камац»?

Рабби Гершон Штерн, автор книги «А-ялкут а-Гершони» объясняет, что Творец сказал Аврааму, чтобы он направился в землю Кнаан, где ему будет лучше, чем в любом другом месте мира. Авраам попадает в Кнаан и ищет обещанное изобилие при входе (пэтах), но находит бедность и голод (на иврите корень кмц обозначает скудность). Как сказано, «И был голод в земле». Б-г сделал это, чтобы подвергнуть Авраама одному из самых больших испытаний.

Параллельно с испытанием, которые выпало на долю нашего праотца, Всевышний чудесным образом спас его жизнь. В те дни велась война, и тяжелые бои проходили между жителями Кнаана и сыновьями Шема. Любой чужак, попадающий в район военных действий, вызовет подозрения: а вдруг это вражеский шпион? А не поставить ли его к стенке, так, на всякий случай?

По мнению р. РИЦБА, слова «А кнаанеи тогда властвовали в земле», свидетельствовуют о чуде, которое случилось с Авраамом. Он не только прошел через районы боев и лагеря воюющих сторон, но и, как написано в Торе, «прошел Авраам по земле» — наш праотец прошел по всей территории Кнаана.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Мой друг еврей встречается с нееврейкой. Считаю ее подходящей парой, и она проходит гиюр...

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Дети не хотят молиться дома, в том числе — произносить благословения после еды...

22 июня, отвечает Ита Минкин

На 9-ом месяце беременности у меня умер ребенок. Боль, злость и чувство вины становятся все сильнее...

21 июня, отвечает Ципора Харитан