Толковал рав Галински: «От старцев вразумлялся, ибо заповеди Твои я хранил» (Теилим, 119:100). Хочу я изменить путь, улучшить мои дела. Но раздумываю: смогу ли, в моих ли это силах. К чему гадать: «От старцев вразумлялся. Наши праотцы в Египте служили идолам. Были погружены в сорок девятые ворота нечистоты. С них требовалось исполнить две заповеди: Песах и обрезание, и вышли они с высоко поднятой головой. И даже пришли к горе Синай и обязались исполнять и слушать, исполнять все шестьсот тринадцать заповедей. Но в силах ли они исполнить это обязательство?»
Давайте, посмотрим, что сказал им Святой, благословен Он, перед Дарованием Торы. «А теперь, если будете слушаться Голоса Моего» (Шмот, 19:5), если сейчас примут на себя, с этого момента и дальше, ведь все начала трудны (Раши). Это трудно, но только в момент решения. Если тверды вы в своем решении, «поручусь за вас с этого момента», то есть сразу и сейчас!
У Сабы из Новардок, благословенна память праведника, был на это пример из жизни. В те времена, когда он жил, не было электричества. Комнаты освещались керосиновыми лампами: она представляла собой фитиль в стеклянном колпаке, сделанном в форме груши, который кончался открытой трубкой, чтобы туда входил воздух, необходимый для горения. В комнату залетали мухи и комары, мошки и даже бабочки, которых притягивал свет. Они спускались в лампу, но жар там был для них невыносимый. Как выйти оттуда? Так же, как залетели — надо было подняться в трубку. Но не тут то было. Огонь был направлен им навстречу, и воздух был накален. Через прозрачное стекло несчастные пытались вылететь, но, приблизившись, отлетали назад. Так они сгорали заживо.
Почему? Так как пугались жара в трубке.
Но этот жар действовал на них короткое мгновение, пока они поднимались в потоке горящего воздуха наружу, в комнатный воздух.
Но они не могли стерпеть малое мгновение и теряли жизнь в пламени!
Как точны относительно этого вопроса слова автора книги «Ховот м-левавот» (Шаар а-тшува): «Кто хочет исполнить Волю Творца, пусть войдет через узкий вход, в который входят страдающие хасиды». И мы говорим: кто хочет вернуться к исполнению Воли Творца, пусть бежит из долины плача через узкий проход, который выведет их на простор, как сказано «Из теснин воззвал я к Г-споду, ответил мне простором Г-сподь»!
В Белостоке жил один сумасшедший по имени Михаэль. Стайплер помнил его. Он решил, что он ангел Михаэль. Когда над ним смеялись, он возмущался: вы не верите в слова пророков! Он открывал книгу Даниэля и показывал, что там ясно написано, что Михаэль — важный ангел, (Даниэль, 10:13).
Что имеется в виду? Равнодушие в день Суда. И это понятно. Люди делают простой подсчет, логическое уравнение: кто-нибудь будет оправдан на Суде, я — кто-нибудь, значит, я буду оправдан на суде. Здоровая логика Михаэля, сумасшедшего из Белостока.
У Михаэля было хобби. Он собирал хлам. В его глазах это не было сумасшествием. И здесь он приводил мишну: «Нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Трактат Авот, 4:3).
Все те годы, что я провел в ешиве, я не удостоился увидеть часа Михаэля. Он жил в доме учения, и хлам заполнял все углы. Оконная рама. Рухлядь, тряпки. Однажды мы сидели и учились, а в дверях появился Михаэль. Пот тек с него ручьями, а его глаза излучали счастье. Он нес на спине разбитый комод, выброшенный на улицу. Он пытался войти с этим грузом в дом учения, но застрял. Комод был шире дверей. Он отступил назад, и снова атаковал дверь. Бум, все учащиеся подняли головы. А он опять устремился вперед, как бодливый бык. Глупец, так ты не войдешь, сними комод, разбери его, оставь на улице и войди, как царь. Брось, не учи сумасшедшего, кто ты такой, чтобы учить его чему-то!
Увы, так много «Михаэлей» хотят войти в зал грозных дней и день Суда с трухлявым комодом и сумой суеты. Им трудно избавиться от них, это любимое их сокровище, которое они несут с гордостью. И мы понимаем их, тяжело им выбросить хлам, но только так они станут свободными людьми и войдут с поднятой головой в светлый зал. (Вэ-агадот — леямим а-нораим)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ