«И придут на тебя все проклятия эти, и настигнут тебя» (Ки таво, 28:15)
Гаон, раби Нисим Акоэн, благословенна память праведника, глава суда в Жербе, не получал деньги от рабанута, а «удовольствовался трудом своих рук». Был он ювелиром, специалистом в своем деле, и Творец послал ему благословение в делах его рук. Когда он зарабатывал столько, что хватало на пропитание, он прекращал работу и усердно занимался Торой. Учился и обучал, судил и наставлял.
Веру свою он приобрел в юности. Работал подмастерьем у Маймона коэна, мастера-ювелира, главы большой семьи, который был очень беден. Маймон обязался платить своему помощнику определенную сумму каждую неделю, когда увидел, что он талантлив, и есть благословение в делах его рук. Уговорил он своего подмастерье не покидать его, однако не было у него никогда лишнего гроша, и так задерживал он зарплату неделя за неделей.
Подумал юноша, «Если потребую свой заработок, он не сможет мне его дать. Зачем мне вводить его в грех удержания платы наемному рабочему. Однако, если оставлю эти деньги накапливаться, конечно не получу ничего. Что же мне делать?»
Думал он, и нашел выход: спрятал в углу магазина, среди хлама, коробку, и время от времени бросал в нее крошечные остатки серебра и золота, не считавшиеся ценностью.
Через два года спросил он хозяина: «Когда ты мне заплатишь?»
Ответил Маймон: «Давай, посчитаем, сколько я тебе должен».
Напомнил ему юноша, сколько недель он работал и сколько хозяин обязался платить ему в неделю. Умножили сумму на количество недель, и в глазах Маймона потемнело.
Всплеснул он руками и запричитал: «Ой, ой, откуда я возьму такую большую сумму?»
Удивился юноша: «Разве ты думал, что я работаю бесплатно?»
Вздохнул Маймон, опустил глаза и ничего не ответил.
Встал юноша и вытащил из хлама тайную коробку. Положил он ее на весы, и глаза Маймона просияли. Положил он на другую чашу гири, и оказалось, что содержимое коробки покрыло долг, даже с излишком. Обнял Маймон мудрого помощника и сказал: «Благословен ты Ашему, ведь если бы не твоя идея, не смог бы я тебе заплатить!»
История из жизни. И в книге «Йосеф даат» приведена притча, относящаяся к нашей главе и приближающимся дням суда. Мы стоим и слушаем ужасные слова упреков из недельной главы. Почему постановили мудрецы читать эти упреки перед Рош а-шана. Учили мы из святой Гмары (Трактат Мегила, 31): «Тана, раби Шимон бен Элазар говорит — Эзра установил для Исраэля читать проклятия перед Рош а-шана… Какая причина? Сказал Абайе: чтобы закончился год и его проклятия».
Объяснение: мы находимся в конце месяца элуль, месяца милосердия и молитв о прощении, месяца подведения итогов. И у каждого, кто будет правдив с собой и счет его будет справедлив, потемнеет в глазах, халила. С таким лицом он собирается предстать перед Творцом? Сколько грехов, халила, злословия, сплетен и других грехов, совершенных в разговоре. И сколько грехов сделано ушами, выслушиванием запрещенных речей. Сколько молитв без сосредоточения, сколько времени отмены Торы. Сколько еды, не в соответствии с законом и не проверенной от насекомых. Ведь все взято в счет, и как мы хотим быть оправданными на суде. «Ни Торы, ни заповедей, которые защитят нас?!»
И тогда, как луч света во тьме, вспомним что есть у нас «сберегательная касса» страданий, упаси Б-г. Все неприятности, которые случились с нами в уходящем году, каждая малая тревога, ранящая и болезненная, обиды и страдания, боль сердца, огорчения, нехватка денег, — все это пойдет на счет. Их вес будет на чаше против наших долгов.
Но мы поднимаем глаза кверху и желаем: «Пусть кончится год и его проклятия». С этого времени мы надеемся, что не понадобятся нам для уравновешивания страдания и неприятности. Потому что надеемся мы улучшиться, добавить заповеди и уменьшить грехи, и потому не будем нуждаться в том, чтобы постановили о нас плохое, и пусть «начнется год и его благословения!» (Мааян ашавуа)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.