«И повторяйте их с сыновьями своими» (Ваэтханан, 7:6 )
Гаон, раби Иеуда Кравец, был магидом урока в малой ешиве в Иерушалаиме. Он заметил в своем классе атмосферу легкомыслия и стал думать о том, чтобы уволиться. Сказал он: невежд учить — заповедь. Даже злодей может вернуться к тшуве. Но насмешничество, «как щит, смазанный маслом — отталкивает всякое влияние». И несмотря на то, что в то время было не много ешив, и все должности, связанные с Торой были немногочисленны, отказался он сочетать свою работу с обманом, и сообщил, что в ближайшую субботу собирается провести в Тель Авиве, у родственников, а там зайдет к «Хазон Иш», благословенна память праведника, чтобы спросить, что делать дальше.
Понятно, что ученики были в большом напряжении. В пятницу он приехал в Тель Авив, оставил вещи у родственников и поехал в Бней Брак, изложить свои вопросы Хазон Ишу.
Спросил Хазон Иш: где находится ешива
Ответил он: «В Иерушалаиме»
«Ты приехал из Иерушалаима?» — спросил Хазон Иш.
Ответил он: «Нет, я в гостях у моих родственников в Тель Авиве, приехал к ним на субботу».
«Когда ты возвращаешься?» — поинтересовался Хазон Иш.
Ответил он: «В воскресенье утром, если будет на то воля Ашема».
«В таком случае, — сказал Хазон Иш, — приди сюда на исходе субботц».
Удивился он: почему нужно получить ответ на исходе субботы, разве нельзя ответить сейчас? Однако он не раздумывал над словами главы Исраэля и вернулся в Тель Авив.
В субботу он был вызван к Торе, как уважаемый гость. «Шестым», в главе «Ваэтханан». Этот выход начинается с чтения «Шма Исраэль». В это время в его голове промелькнула идея: он вспомнил, что слышал историю о Хафец Хаиме, благословенна память праведника, к которому пришел рав и спросил: ему предложили должность в рабануте уважаемой общины, и он сомневается, принять ли ее. Ответил Хафец Хаим: для уверенности пусть останется господин на субботу.
В субботу он получил выход к Торе, а когда вернулся на место, сказал ему Хафец Хаим: ты ведь слышал, как читали во время твоего выхода «от Ашема вышло это дело».
Своими ушами он слышал чтение этих слов, и показалось ему, что получил он ответ на свой вопрос.
На исходе субботы, вечером он поехал в Бней Брак к Хазон Ишу. Рассказал ему, что получил выход к Торе, когда читали отрывок «Шма Исраэль, а в нем слова: “И повторяйте их с сыновьями своими”. Объяснял Раши этот пасук: “сыновьями своими” — это твои ученики, так как ученики называются сыновьями.
И подумал рав: если бы у меня были легкомысленные сыновья, насмешники, стал ли я избавляться от отцовства отказался ли от попыток исправить их?…
Улыбнулся Хазон Иш: вот тебе ответ — так возвращайся к жизни и миру». (Мааян а-эмуна )
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.