Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В начале главы «Масэй» сказано «И записал Моше их выходы в походы», по слову Г-спода». Какой смысл записанного? Это можно понять из чудесной притчи гаона, раби Бен-Циона Абы Шауля, благословенна память праведника.

История о художнике, рисовавшем чудесный и красивый рисунок. Все поражались рисунку и спрашивали его: «Кого ты нарисовал здесь?» Он отвечал: «Я нарисовал такого-то мудреца». Тотчас улетучилось восхищение, так как хотя рисунок был красивым, но не было никакой связи между ним и тем мудрецом…

И то же с теми, кто проходит на своем пути стоянки. Возможно, что все красиво и как надо, но следует задать вопрос: все ли так, как намечено с самого начала? А если нет, рассеивается вся красота, и улетучивается восхищение.

Особо надо отметить, что странствия сынов Исраэля были для «их выходов», то есть велел Ашем выходить им со стоянок, чтобы придти в следующее место. Все было не случайно.

Для сравнения сделаем обзор последних шестидесяти лет, со всеми их этапами, событиями и революциями. Можно ли сказать, что все запланировано кем-то с самого начала, разве мы не похожи на корабль с разбитой мачтой и без руля, плывущего без компаса, скитающегося и кружащего, несомого потоком?!?…

И от общего к частному: управляем ли мы нашей жизнью? Разве мы наметили цель и установили стоянки в пути: знание Торы, улучшение качеств, и постоянное продвижение от стоянки к стоянке?!

Сколько лет существует система обязательного образования в западном мире? Едва ли сто лет. А сколько лет существует общая и всеобъемлющая система обучения в народе Исраэля? Более двух тысяч лет.

Со времени раби Иеошуа бен Гамла, первосвященника второго Храма (Трактат Бава батра, 21). Поэтому когда образованные люди заказывают те или иные исследования и принимают решения о различных системах образования, а через несколько месяцев меняют их, мы улыбаемся. Так как в двухтысячелетней системе испробовали все методы, исчерпали все возможности, извлекли все уроки, и образование по Торе доказало свою эффективность в течение многих поколений.

Мы видим процветание светской системы образования, видим ее плоды, каким проблемам она противостоит, не в силах что-то предпринять. И видим плоды образования по Торе, заслуживающие похвалу. Без проблем в дисциплине, без насилия, с уважением к традиции и наследию, уважением к родителям и воспитателям. Кто хочет, чтобы его сын был великолепно воспитан, а дочь была скромной и благонравной, должен послать своих детей в учреждение с воспитанием по Торе. Ему обещана заслуга в этом мире и мире будущем.

Но есть те, кто говорят: все это очень верно до определенного возраста. Но после, зачем ему учиться в ешиве? Пусть идет в мир деятельности и ограничиться уроками Торы. Ответ на это дан в нашей недельной главе. Не в том, что написано, а в том, что не написано…

В главе перечисляются странствия сынов Исраэля в пустыне: «И двинулись из Рефидим и расположились в пустыне Синай, и двинулись из пустыни Синай и расположились в Киврот Атаава». И все? Ни одного слова о Даровании Торы?! Слышал я от раби из Вишва, автора книги «Зехер Хаим», благословенна память праведника, что ответ простой: в «и двинулись и расположились» нет «Дарования Торы»…

Человек не может приобрести понимание и смысл святой Торы, когда он занят трудами, бежит для заработка. Гмара объясняет (Трактат Эрувин, 55) пасук «Не за морем она» (Дварим, 30:13): не найдете ее (Тору) среди торговцев и купцов, плывущих за товаром. «Уменьши торговлю» — это одно из приобретений Торы. Как сказано (Трактат Нида, 70): «Что делать человеку, чтобы умудриться — пусть уменьшит дела и умножит изучение Торы. И сказано (Трактат авот, 2:5): “Не каждый занимающийся торговлей умудряется”, так как это мешает его сосредоточенности и учебе.»

Поэтому, нужно выбрать спокойную учебу на несколько лет, чтобы приобрести основы и эрудицию в Гмаре и алахе. А после этого человек может выйти в мир торговли, и остаться человеком образованным, полностью извлекая пользу из уроков Торы. Это путь, с успехом испытанный в течение сотен лет нашими отцами и их отцами. Это путь, который мы передадим в наследство нашим сыновьям для их счастья, и для нашего — тоже. (Мааян ашавуа)

Кто поймет тайну святых

«Это странствия сынов Исраэля» (Масэй, 33:1)

Глава «Масэй» делает обзор странствий сынов Исраэля в пустыне. Рамбан, благословенна память праведника, пишет: «Запись странствий — это заповедь Ашема, и нам не раскрыта ее тайна». То есть, нам неизвестно, почему сыновья Исраэля нахолодились долгое время на одном месте, и недолгое время в — другом. Почему располагались в этих местах, а не в других. Мудрецы сказали, сто сорок два странствия соответствуют Имени Ашема из сорока двух букв, но кто знает тайны Ашема. Кто знает, какие исправления были сделаны.

И большие праведники нашего времени, идущие путем Ашема, тоже едут в определенные места, чтобы провести исправления, но мы не знаем их тайны.

Как-то обратился адмор, Баба Сали, благословенна память праведника, к одному из своих преданных людей, раву Элияу Альфаси: «Желает моя душа поехать к Западной Стене в Иерушалаим», и поторопил его приготовить автомобиль для поездки, добавив: «Давай поедем быстрей, чтобы не опоздать!»

В то время находился в его доме еврей из Иерушалаима, приехавший к адмору за благословением. Услышав, что рав хочет ехать в Иерушалаим, предложил поехать с ним, так как он водитель и есть у него машина. Однако его просьба не была принята.

Баба Сали сел в автомобиль и поехал в Иерушалаим. Время от времени он нетерпеливо спрашивал: «Приближаемся ли мы к святому городу?»

Наконец они подъехали к улице, ведущей к Западной Стене, и сопровождающие помогли адмору выйти из машины и принесли для него удобный стул.

Он сел на несколько минут на стул, погруженный в свои мысли, потом поднял голуву, встал со стула и попросил: «помогите мне войти в машину, мы возвращаемся в Нетивот».

Сопровождающие поразились: «Но ведь наш учитель хотел поехать к Западной Стене, вот она, перед нами, в нескольких шагах. Мы проделали далекий путь, и рав так торопил нас, а теперь мы должны возвратиться обратно, не подойдя к Стене?»

Но рав был тверд в своем решении: «Я сделал то, что хотел, и теперь мы должны возвратиться!» Всю обратную дорогу он был весел, а возвратившись в свою комнату, радостно сказал: «Слава Б-гу, теперь все будет хорошо».

Кто поймет тайну святых.

Одна женщина решила возвратиться к тшуве, но муж отказывался идти за ней. Она нажимала, умоляла, но натыкалась на его упрямство. Поехала она в Нетивот на могилу праведника, чтобы заступился за нее свыше и помог склонить сердце мужа к добру, чтобы принял на себя бремя Торы и заповедей. Вернулась она домой, но увидев, что нет никакого продвижения, решила развестись. Она не может продолжать жить таким образом. Пошла она в суд открыть дело.

Ночью ей явился праведник Баба Сали, благословенна память праведника: «Это не тот путь. Купи завтра талит и тфилин, и увидишь чудеса».

Назавтра она купила талит и тфилин, но никому ничего не сказала. На следующий день, проснувшись, она увидела талит, тфилин и сидур (молитвенник) на столе. Муж взял талит и закутался в него, наложил тфилин и стал молиться.

Она взволнованно смотрела на него. Сказал ей муж: «Что ты так смотришь. Баба Сали пришел мне во сне и сказал: “Это не тот путь. Она купила тебе талит и тфилин, наложи его и помолись”…

Дальнейший путь они продолжили вместе и изменили образ жизни. Стали ходить на уроки Торы, и сегодня он — образованный в Торе человек. (Маасе нисим, Мааян м-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Общаемся с парнем только по интернету. Он не приезжает, каждый день пьет. А я не смогу жить без него...

18 сентября, отвечает Хая Черняк

Муж — нарциссист и моральный абьюзер? Или я придумываю?

17 сентября, отвечает Ципора Харитан

Какую молитву читать при беременности, если уже известно, что родится девочка?

14 сентября, отвечает Мирьям Климовская