Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лакомства к субботнему столу

«И если законами Моими возгнушаетесь» (Бехукотай, 26:15)

История о человеке, который пришел к святому Ари, благословенна память праведника, и исповедался в своих греха. Содрогнулся святой Ари, услышав об ужасных грехах и преступлениях того человека.

Закончив рассказ, вскричал человек с болью сердца: «Скажи мне, пожалуйста, раби, какими мучениями искуплю я мои грехи и проступки?» Он был готов ко всему: к постам, истязаниям, ударам палками. Ответил ему святой Ари: «Грехи твои страшны. Он них сказано: “Душа согрешившая, она умрет” (Иехезкель, 18:4), если хочешь прощения грехов, ты должен предать душу свою смерти».

Ответил человек: «Пусть будет моя смерть искуплением всех моих грехов».

Сказал ему святой Ари, что он должен умереть от сожжения. А смертную казнь от сожжения, как сказано в Торе, исполняют заливанием в глотку кипящего свинца. Собрал Ари своих учеников, сказал вместе с грешником исповедь с плачем и слезами в три ручья. А после этого зажгли огонь, и разогрели на нем ложку со свинцом, который превратился в кипящую жидкость. Взял святой Ари ложку и сказал: «Закрой глаза». Человек закрыл глаза. Сказал святой Ари: «Открой рот». Тот открыл.

Налил святой Ари в открытый рот полную ложку… сладкого лекарства. Проглотил его человек, открыл глаза и удивился.

Сказал ему святой Ари: «Встань на ноги свои, брат ты наш! Уже удалены грехи твои принятием суда».

Почему рассказана здесь эта история? Потому что в эту субботу будут читать по свитку Тору благословения и упреки. Благословения — чудесны, и хорошо бы, чтобы они все быстро исполнились. А упреки — сердце сжимается, слыша их. Их читают быстро, тихим голосом, с дрожью. И в святом «Зоаре» (Зоар хадаш, Ки таво) сказано, что когда читают и слушают их, узнают, что есть награда и наказание, есть Тот, кто вознаграждает и наказывает. Когда знают, что заповедь ведет за собой заповедь, а грех ведет за собой наказание, когда сердце боится и дрожит, избавляются этим от наказания.

На что это похоже. На отца, который предостерег сына от ужасного дела, и пригрозил ему, что если совершит его — нападет на него злая собака. Сын согрешил и совершил то дело. Что сделал любящий отец: переоделся в собаку, и стал рычать и лаять. Испугался сын и задрожал, но вдруг понял: «Это ты, папа! Ты снова хочешь предостеречь меня, испугать меня, и я обещаю тебе, что больше не согрешу». Кто больше обрадовался этому — сын, избавившийся от страха, или отец, которому больше не надо пугать сына страшной собакой?!

В таком случае, упрек говорится, прежде всего, как сигнал тревоги и предупреждения. Но стоит добавить здесь еще одну основу. Рамбам, благословенна память праведника (Море невухим, 3:37), сказал, что наказание, заключенное в упреке, не произвольно. То есть, если ребенок надерзил и получил пощечину, то эта пощечина — справедливое наказание. Но почему именно пощечина, а не лишения прогулки, например? Вид наказание не соответствует здесь нарушению. Этого не происходит в наказаниях упрека, которые приходят по принципу «мера за меру» и указывают на грех. Например, говорит Рамбам, наказание «И нашлю на вас полевых зверей, чтобы уничтожили вас», почему приходит? Так как ходили к колдунам, чтобы своим колдовством изгнали полевых зверей из городов. И сказала святая Тора, что когда наступит время упрека, да смилуется Ашем, не поможет ничего, если нарушили слова Торы и обратились к колдунам.

Эти слова сказаны в общем и целом: есть те, кто увлекаются разными мистиками, предсказателями судьбы, гадалками на кофе и по картам, астрологами и хиромантами… Они просят у них совета, как избежать ударов судьбы, но святая Тора говорит: путь избежать ударов судьбы один — единственный: исполнение заповедей. Желающие могут получить благословение у великих в Торе, чьи благословения и советы верны и сопровождаются благословением Небес. Тот, кто обращается к колдунам всякого рода, совершает грех. Более того, то, чего он хотел избежать, будет его преследовать и настигнет, халила. Для чего обращаться к нечистым силам, если можно обратиться к святому источнику, великим в Торе — и спастись?!

Это был лишь пример. «У одалживающего под проценты — бизнес обрушится», — сказали наши мудрецы, благословенна память праведников (Бава Мециия, 71) Хотел заработать на грехе, с Небес позаботятся, чтобы он не только не заработал, но и наоборот.

«Тот, кто работает в канун субботы после полудня, не увидит благословения от своей работы» (Псахим, 50). Эти часы должны быть посвящены подготовке к субботе. Если их посвящают работе, то теряют со всех сторон.

В предыдущей главе мы читали строку об убытках, которые несет человек, который хотел заработать на ничейных фруктах седьмого года (шмиты). Правило: невозможно заработать на грехе, и не теряют от исполнения заповеди. Писал Рамбан (Шмот, 13:16): «Сказал Святой, благословен Он: слушайте Меня, ведь если человек не слушает Меня, то теряет (Дварим раба, 4:5). “исполняющий заповеди преуспеет, а совершающего грех — отсечет его наказание, все в соответствии с высшим постановлением” (Мааян ашавуа)»


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Общаемся с парнем только по интернету. Он не приезжает, каждый день пьет. А я не смогу жить без него...

18 сентября, отвечает Хая Черняк

Муж — нарциссист и моральный абьюзер? Или я придумываю?

17 сентября, отвечает Ципора Харитан

Какую молитву читать при беременности, если уже известно, что родится девочка?

14 сентября, отвечает Мирьям Климовская