Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
В главе о жертвоприношениях сказано, что они приносятся для «приятного благоухания» Б-гу, принимаемые с желанием

«Благоухание приятное» (Ваикра, 1:9)

В главе о жертвоприношениях сказано, что они приносятся для «приятного благоухания» Б-гу, принимаемые с желанием. Иначе говоря, о случае, когда мы грешим, халила, сказано, что «не буду обонять ваше благоухание». То есть, жертвоприношения не будут приняты с желанием, как сказано: «Зачем Мне многие жертвы ваши, — сказал Г-сподь» (Ишайя, 1:11).

История о раве большого города, богатом и владеющем многочисленным имуществом. В течение каждого года старался он для блага жителей своего города: устанавливал для них законы, давал уроки Торы, выступал с проповедями. Мирил ссорящихся, устанавливал мир в семьях, советовал и наставлял. Он также поддерживал деньгами бедных, давал в долг нуждающимся. Его любили всей душой. В Пурим ему посылали жители города подарки, чтобы выразить свое почтение. Жил в городе один скряга, который из стыда тоже посылал несколько шекелей через своего слугу.

Незадолго до наступления вечера приходили все уважаемые люди города на трапезу к раву. Когда рав увидел скрягу, протянул ему те шекели, которые тот послал.

Сказал ему рав: «Возьми, ведь они твои. Не хочу твоих подарков».

Обиделся скряга и сказал: «Если бы рав вернул всем жителям города их подарки, ладно. “Ненавидящий подарки будет жить” (Мишлей, 15:27). Но их подарки взял, а мой — вернул?!»

Ответил ему рав: «Как ты не понимаешь. Жители города всегда чувствуют любовь и симпатию к своему раву, и весь год они желают короновать его золотым венцом. Но трудятся они для пропитания, и некогда им выразить свою любовь. Когда наступает Пурим, они освобождаются от работы и радуются, вспоминают рава и шлют свои подарки. И я принимаю их с желанием, ибо это говорит об их чувствах. Но ты, прости, скуп по своей природе. Весь год ты живешь для себя. Когда наступает Пурим, тебе стыдно отличаться от всех, и ты посылаешь несколько шекелей. А если так, нет в твоем подарке ничего, кроме этих шекелей, и поверь мне, я в них не нуждаюсь!»…

Мораль ясна: Святой, благословен Он, желает не самого жертвоприношения. Если человек приносит его как выражение своих чувств, как желание приблизиться к Творцу, только тогда оно — приятное благоухание, принимаемое с желанием. Но если человек живет, оторвавшись от Творца, и думает исполнить свою обязанность жертвоприношением — Святой, благословен Он, не желает их обоих…

Вспомним, что молитва — как жертвоприношение.

В мишне (Трактат Менухот, 11) мы учили: «Сказано: когда приносят в жертву животное — приятное благоухание, и когда приносят птицу — приятное благоухание. Это учит, что даже когда один приносит больше, а другой меньше — главное, чтобы человек направлял свои мысли к Небесам и делал это во имя Небес». И задает вопрос рав, автор книги «Турей заав», благословенна память праведника, (Орах Хаим, 1:3): если принесший больше и принесший меньше — оба направляют свое сердце к Небесам, то ведь принесший больше, конечно, более достоин похвалы, чем принесший меньше. Почему же написанное уравнивает их?!

Ответ мы учим из слов «Тосфот Йом тов» (Авот, 2:15), где написано: у нас нет понятия награды за учебу Торы. В Иерушалаимском Талмуде (Трактат Пеа, 1:1) сказано, что награда за учебу одного слова Торы, равна награде за все заповеди вместе. В чтении молитвы «Шма Исраэль», например, примерно двести пятьдесят слов, равны награде за сто пятьдесят тысяч заповедей. А ведь каждый еврей, исполняющий заповеди Торы, читает эту молитву два раза в день, и полон заповедями, как гранат. И если он вынужденно не учит более этого, его награда очень велика, и об этом сказано, что даже когда один приносит больше, а другой меньше, главное чтобы сердце было направлено к Небесам, и Творец не предъявляет претензий своим творениям. В Рош а-шана каждый предстает с сумой, в которой более ста миллионов заповедей от чтения молитвы «Шма Исраэль» дважды в день. Но если он может придти на урок Торы и за час выслушать около двенадцати тысяч слов («ХафецХаим», благословенна память праведника, подсчитал, что говорится примерно о двухстах пятидесяти слов в минуту), награда за это — как награда за более семи миллионов заповедей, и он не может довольствоваться только чтением молитвы «Шма». Как мы учили (Трактат Негаим, 14:2: ) «Богатый, принесший жертву бедного, не исполнил заповеди»… Каждый, кто может, обязан придти на урок Торы и удостоиться миллионов и миллионов заслуг, которые будут защищать его самого, его семью и весь народ в целом! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Извиниться ли перед человеком, которому я причинила сильную боль?

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Муж не считает меня за человека

27 марта, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше