«И обонял запах его одежды» (Толдот, 27:27)
Еврей не отрывается от своего Творца. Нет еврея, в сердце которого не было бы Святого, благословен Он.
Рабейну Цадок из Люблина, благословенна память праведника (Исраэль кдошим, 7) писал, что в этом смысл получения благословений Яаковом, переодевшегося в одежду Эсава. То есть, даже если еврей выглядит как Эсав во всех отношениях, «Исраэль, даже если согрешил, Исраэль он» (Трактат Санедрин, 44).
И потому так объясняли вопрос благословения Яакова: «А запах, как запах его одежд». Это намекает на дела Эсава (он еврей только с точки зрения верхней одежды) «и благословил его, и сказал — смотри, запах моего сына, как запах поля, которое благословил Ашем» — это присутствие Шхины (При цадик, Масей). Не читай «его одежд» (бгадав — иврит), а читай «его измен» (богдав — иврит) (Трактат Санедрин, 37). И рассказывали о хулиганах, живших в том же районе, что раби Зейра, пытавшемся приблизить их к тшуве, но безуспешно. Когда он умер, сказали они: до сих пор он защищал нас своей молитвой. А теперь кто будет просить за нас милости, и вернулись к тшуве. Разбойники прежних времен.
Однажды сидел раби Саба из Шполы за субботним столом, а хасиды с чувством пели: «Возрадуются в царстве Твоем». От воодушевления они начали хлопать в ладоши.
Остановил он их: пойте, пойте. Но в ладоши не хлопайте. Не в этой песне. Однажды слушал я эту песню с хлопаньем в ладоши, и хочу рассказать вам то, что осталось в моей памяти.
В прежние годы был я меламедом в городе Златополь. Были там два озорных подростка, заткнувшие уши и сердца. Они не учились, более того мешали другим. Их родители занимались торговлей, а подростки сбросили с себя бремя Торы, подружились с уличными ребятами, делали, что хотели, запутались в уголовных делах и были вынуждены бежать из города. Многие вздохнули с облегчением.
Златополь окружен лесами. Однажды город оказался в блокаде: ни одна телега не приехала. Торговцы поехали со своим товаром и не вернулись. Страх напал на жителей города. Тогда были призваны стражники города; они прочесали лес и выловили шайку разбойников, грабивших телеги и убивавших тех, кто в них ехал. И каково было удивление, когда узнали, что во главе шайки убийц стояли те два еврейских подростка.
Этого никогда не было. Евреи — грабители?! Евреи — убийцы?!
Тотчас провели суд.
Участники шайки были приговорены к повешению. А два главаря — к сожжению.
Всем жителям города было велено собраться на площади, смотреть на исполнение приговора. Я тоже был вынужден присутствовать.
Вначале был приведен в действие приговор о повешении. Затем приступили к главному.
Две груды деревьев были уже приготовлены, а из них торчало два кола.
Были приведены осужденные со связанными руками.
Местный поп пошептался с судьей и обратился к осужденным: «Знайте, что нет тяжелее смерти, чем сожжение заживо! Если вы согласны сменить свою веру, мы заменим вам сожжение на повешение».
Ответили они: «Будь, что будет, но мы евреи».
Поп опять пошептался с судьей, и снова обратился к осужденным: «Если вы согласны открыть новый лист и сменить свою веру, будет вам открыт новый лист и вам дадут помилование».
Двое обменялись взглядами и спросили: что требуется от нас сделать для этого?»
Сказал поп: «Процесс перехода и публичная церемония будут проведены позже. Сейчас только поцелуйте крест».
Опять они переглянулись и согласились.
Поспешил поп и поднес каждому из них деревянный крест.
Они подняли его и бросили на землю, разбив на куски!
Какая суматоха поднялось. Толпа требовала суда. Поп пошептался с судьей: как их теперь наказать? Что может быть хуже сожжения?!
Решили они, что их руки, разбившие крест, будут сожжены отдельно.
Принесли два треножника и установили на них горшки со смолой. Горшки подожгли, а евреям связали руки над пламенем. Распространился запах жженого мяса, а мы вынуждены были смотреть на это зрелище. И тогда послышалась песня: «Возрадуются в царстве Твоем» — и обожженными руками они начали хлопать в ладоши. Ой, вот это была песня. Это было хлопанье в ладоши!
Разбойников, убийц, нарушителей всех заповедей, но освятивших Имя Небес перед массами. Радующихся в Царстве Благословенного! (Мааян а-эмуна)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ