Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эсав и мы

«И закричал криком великим и горьким» (Толдот, 27:34)

Пришло время перевернуть общепризнанные взгляды, подняться над рутиной мышления. Тот, кто видит в Эсаве низкого убийцу, разбойника без тормозов, воплощение зла, растленности и порочности, совершает зло по отношению к великому человеку, выросшему в доме праотца Ицхака и воспитанному на коленях его деда, нашего праотца Авраама. Такой человек, голова которого похоронена в пещере Махпела (Таргум Йонатан, Берешит, 3:13) вместе со святыми праотцами. Эсав, который рисуется в нашем воображении «человеком поля», бродящим по лесам с мечом и луком, или выходящим в поход мести и уничтожения во главе четырехсот убийц, не тот человек, который «закричал криком великим и горьким очень» из-за утраты благословений. Ведь он — «человек поля», каждый день подвергающий опасности свою жизнь на охоте, какое ему дело до «росы небесной и тука земли, обилия хлеба и вина». Ведь он же разбойник, грабящий людей.

За тот «крик, великий и горький очень», за слезы, пролившиеся из его глаз, постановлено нам стонать и страдать от его руки, тяжелой и жестокой, до наступления Избавления («Зоар», 12:2) — в погромах Хмельницкого, да будет стерто его имя и память, в походах крестоносцев, в кострах инквизиции и печах Освенцима. Все это расплата за его три слезы! Мы вынуждены сказать, что его страдание весит столько же, сколько страдания, мучения и смерть десятков тысяч святых, умерших в расплату за его три слезы. Мы вынуждены понять, что его скорбь и протест, его крик и его слезы были настоящими, так как он понимал глубину и верность этих благословений. Понимал их вечность, их духовный и возвышенный смысл. Как объясняют это мидраши и святой «Зоар».

И если он понимал их глубину и возвышенность, то есть настолько глубоки были его постижения — почему же он лишился благословений, почему был отброшен от вечного наследия, почему он назван злодеем Эсавом?

Объясним это историей из жизни. Извозчик ехал в телеге, нагруженной товарами. Был разгар зимы, и лил сильный дождь, превращавший снег в топкую грязь. Лошади тяжело ступали и лениво тащили груженую телегу. Когда он подъехал к городу, наступила ночь. Вдруг послышался скрежет — сломалась ость. Поставил извозчик телегу в стороне дороги и, утопая в грязи, пытался починить ее. Больше часа трудился он в темноте, все тело его дрожало от холода и слабости. Когда он приехал в город, там было совершено темно — город спал. Дождь лил потоками, и его одежда промокла насквозь, а настроение упало до некуда. Только сквозь ставни одного из домов пробивался свет. Подумал извозчик: попрошу там пристанища до завтрашнего утра.

Старый еврей, маленький и сухонький, с лицом, светящимся, как солнце, открыл ему дверь. Это был святой Магид из Кожниц, который в тот час учил Тору. Но более велика заповедь принятия гостей, чем заповедь принятия Шхины. Тотчас он ввел гостя в свой дом и усадил возле печи. Снял с него одежду, чтобы выжать и высушить, сапоги и портянки. Принес ему халат и стакан горячего чая оживить душу. Осмотрелся извозчик — комната полна книг, а лицо хозяина дома, как у ангела. Заплакал он и сказал: «Раби, этого мира у меня нет, всю жизнь я тяжело работаю за гроши. Так у меня будет хотя бы будущий мир».

Раби с сомнением покачал головой и сказал: «Реб еврей, если уж этот мир, где ты так тяжело трудишься, ускользает из твоих рук, то будущий мир, для которого ты не трудишься, чтобы заработать его — тем более»…

Эти слова так точны и отвечают на наш вопрос. Понятия Эсава были так высоки, всем сердцем он хотел получить вечные благословения, удостоиться всего духовного богатства мира. И он, и наш праотец Яаков. Но в то время, как наш праотец Яаков «сидел в шатрах» и трудился изо всех сил для приобретения вечных ценностей, решил Эсав, что свою энергию приложит в поле, в лесу и роще, а духовность будет влиять на него без усилий и труда, благословениями Небес. Как полагают, его голова и его постижения могли быть «в пещере Махпела», даже если его тело было «человеком поля». Но ему стало ясно, что он ошибся: в надеждах и мечтах, и даже в возвышенных постижениях не получают вечного благословения. Для получения благословений нужно тяжело работать, сидя в шатрах и трудясь над Торой. (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж хочет еще ребенка, но у меня в нашей ситуации исчезло всякое желание иметь детей...

Вчера, отвечает Ита Минкина

Какие формы эгоизма допустимы для религиозного еврея?

26 февраля, отвечает Ципора Харитан

После рождения младшего сына старший начал драться дома, потом в саду, а недавно стал заикаться...

25 февраля, отвечает Ита Минкина