«И показался Ашем ему» (Ваера, 18:1)
В начале нашей главы сидит праотец Авраам на входе в шатер, старый и больной, на третий день после обрезания, и смотрит с ожиданием. Ждет он гостей, чтобы смог он оказать им милосердие в материальном и духовном, накормить и напоить их, и рассказать о вере в Творца мира, и тогда «И показался Ашем ему», удостоился он раскрытия Шхины.
И сказано об этом в мидраше (Мидраш Берешит раба, 47:13), что когда было приказано праотцу Аврааму обрезать себя, «Сказал: пока я не обрезал себя, приходили ко мне путники. А когда я обрезал себя, не приходят ко мне? Сказал ему Святой, благословен Он: пока ты не обрезал себя, к тебе приходили люди необрезанные. А сейчас Я лично приду и откроюсь тебе. И об этом сказано: И показался Ашем ему».
И удивляется этим словам святой Альших, благословенна память праведника: «Следовало бы задуматься над тем, почему Авраам предъявляет здесь претензии Благословенному! Тот, кто не раскрыл рта, когда сказал ему Ашем: возьми, пожалуйста, сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, и принеси его в жертву — но ведь Ты сказал, что в Ицхаке наречется потомство. Как же Ты этим повелением отменяешь Свое обещание?»
Большой вопрос, но перед тем, как ответить на него, зададим еще вопрос: в чем была уникальность праотца Авраама? Чем он удостоился стать праотцем вечного народа? Ведь были и до него праведники, и в его поколении тоже, святые праведники и даже пророки: Ноах, Шем и Эвер. Как говорит Мидраш, святые праотцы учились в их ешивах — почему же они не удостоились, а праотцы удостоились?
Рамбам, благословенна память праведника, отвечает на это в начале алахот об идолопоклонстве: Поскольку узнал Авраам Творца, то начал отвечать на вопросы жителей своего города и рассматривать с ними законы, говоря, что путь, по которому вы идете, не истин. И разбивал их истуканов, и начал говорть народу, что никому не подобает служить, кроме Творца мира, и следует разбить всех идолов, и не заблуждаться относительно них. И так как его взгляды стали преобладать, хотел царь (Нимрод) убить его, но было сделано ему чудо, и он ушел в Харан. Там он начал громко призывать весь мир, говоря, что есть один Б-г, и Ему подобает служить. И ходил, и призывал, и собирал народ из города в город, из царства в царство, пока не пришел в землю Кнаан, как сказано: «И воззвал там к имени Ашема — Б-га мира» (Ваера, 21:33), пока не собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и они — люди из дома Авраама, и насадил он в их сердцах этот великий принцип».
И задает вопрос рабейну Раавад, благословенна память праведника: «Удивляюсь я, ведь там были Шем и Эвер, как же они не протестовали?» И объяснил автор книги «Бейт Йосеф»: «Шем и Эвер рассказывали о пути Ашема своим, но не призывали и не провозглашали, как Авраам, и потому его ступень — самая высокая!»…
То есть, Шем и Эвер не закрылись в своих домах, они стояли во главе возвышенных ешив, но они не пошли в народ! Не собирали собраний, не пробуждали массы!!! А праотец Авраам сам был готов броситься в горящую печь, сына — вознести в жертву, своих учеников — призвать для преследования четырех царей. Но когда ему было приказано обрезаться, он стал опасаться, что обрезание совершенно отдалит от его дома далеких от веры, путников, и он заволновался! «Владыка мира, — спросил он, — что будет с просвещением многих, что будет с распространением веры в среде далеких от нее!»…
И это было величием праотца Авраама, и это тайна его уникальности и избранности!
Давайте вспомним чудесную притчу гаона, раби Авраама а-Коэна, благословенна память праведника, из города Сфакса в Тунисе.
Рабочий электрической компании сидел в своей комнате, где находились огромные приборы, и читал книгу. Вдруг в системе что-то не сработало, и весь район погрузился во тьму.
Приборы в реанимационном отделении перестали работать, в домах застряли лифты, люди спотыкались на темных улицах, воры ликовали. Работнику надо было встать и повернуть переключатель.
Поспешил рабочий, нащупал в потемках ящик стола и открыл его. Он вытащил оттуда фонарь, зажег его и продолжил читать…
Достаточно того, что у него есть свет, для чего стараться для других?…
Не таков путь праотца Авраама! И на нас возложена обязанность: должен каждый человек задать вопрос «когда достигнут мои дела дел наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Обязан он спросить себя: за какие дела праотцев мира так возжелал их Ашем (Дерех эц Хаим, Рамхаль). Ашем возжелал их, потому что они занимались просвещением многих. И обязанность возложена на нас: все должны заниматься этим, каждый — по своим возможностям! (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.