Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Возвращение денег и возвращение душ

«Верни их» (Ки теце, 22:1)

В нашей главе записана важная заповедь, которая заключает исполнительную и повелительную заповедь: заповедь возвращения потери «Не можешь уклониться, верни их брату твоему».

За поколение до нас существовало в Иерушалаиме «Товарищество чтения Теилим» для подростков, и мудрец, раби Авраам Вакнин, благословенна память праведника, поддерживал его. Он приходил к подросткам, выступал перед ними, и подбадривал их словами, идущими из сердца, чтобы никогда не позабылись.

Однажды рассказал он чудесную историю из жизни.

Еврей шел по улице, а в сердце его была тревога. Он был бедняком с многочисленными долгами. Пришло время их выплаты, и он думал, откуда придет помощь. Шел он, ссутулившись, и вдруг глаза его сверкнули. Его взгляд привлек блеск. Он нагнулся и увидел цепочку из чистого золота.

Обрадовался он, наконец-то ответили Небеса на его молитву: послали ему заповедь!

Он поднял цепочку, положил ее в карман и поспешил написать несколько объявлений, в которых сообщал о своей находке, и расклеил их вблизи того места, где нашел цепочку. Потерявший должен придти по такому-то адресу и получить ее, перечислив приметы, как положено по алахе.

Прошла неделя, две недели, месяц и два месяца, но никто не пришел.

Через год, целый год, пришел один человек. Случайно он наткнулся на объявление и вспомнил, что потерял цепочку. Он подробно описал приметы цепочки, и нашедший ее сказал: «Извини, пожалуйста, подожди здесь, а я пойду, посмотрю, сходятся ли приметы». Он вышел в другую комнату, вытащил из ящика стола цепочку и внимательно осмотрел ее. Он положил ее на место и вернулся к тому человеку: «Прости, пожалуйста, подожди еще немного. Я сейчас вернусь». Он вышел из дома.

Через несколько минут он вернулся, но не один.

Один за другим вошли с ним еще люди, они заполнили комнату. Хозяин вошел последним. Он принес с собой тяжелую корзину из магазина. «Омойте руки, господа, для заповеданной трапезы», — сказал он восьми мужчинам, пришедшими с ним. «Я попрошу тебя тоже, — сказал он гостю, омыть руки». Все омыли руки и сказали благословение на хлеб. Хозяин разлил вино по стаканам. «Лехаим», — радостно сказал он.

Спросили его: «Какая у тебя радость? Ты закончил изучение трактата, или хочешь помянуть покойного?»

Нет, — ответил он, — это заповеданная трапеза. Год назад я нашел цепочку, а сегодня пришел ее хозяин. Он описал мне ее приметы, одну за другой. И сейчас я хочу выполнить исполнительную заповедь из Торы, как написано «верни ее брату твоему». Он вытащил цепочку и с огромной радостью передал ее гостю.

«Так исполняют заповедь!» — закончил свое выступление мудрец Вакнин.

Чудесные слова. Но разрешите нам дополнить: не только деньги ближнего мы обязаны возвращать. Гмара (Трактат Санедрин, 73) говорит, что если это говорится о «потере денег», то тем более это верно в случае «потери тела». Добавим еще, что если относительно «потери тела» так, то тем более это верно относительно «потери души»! В самом деле, алаха говорит, что «потерю, сделанную по своей воле», нет заповеди возвращать. Но большинству наших братьев совершенно неизвестно об их потере! Они не знают света и счастья жизни по Торе, не знают о сладости Торы, о сиянии ее заповедей! И на нас возложена обязанность возвращения, обязанность из Торы. Дать урок Торы, организовать урок Торы, придти на урок Торы, подбодрить других пришедших, чтобы послушать.

Если от возвращения цепочки есть такая радость, какая радость будет наверху от возвращения еврейской души к ее сущности, к ее корням, к ее истокам. (Мааян ашавуа)

Обязанность помнить сделанное добро

«Не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Г-спода» (Ки теце, 23:4)

Толковал раби Реувен Карленштейн: Относительно Амона и Моава сказала Тора, что запрещено вступать в брак с ними навечно, «за то, что не встретили вас хлебом и водой при выходе вашем из Египта». И поясняет Рамбан, что аммонитяне и моавитяне — потомки Лота, спасенного в заслугу Авраама. И если так, они должны были быть благодарны. А поскольку не проявили благодарности, их качества плохи. И потому — не войдут в общину Господа вечно.

Подумаем, сколько мы должны нашим друзьям, родственникам. Мы находимся в их обществе, получаем от них разные блага с утра до вечера, все время. И как же мы должны остерегаться того, чтобы не оказаться неблагодарными.

Но проблема обычно в том, что к человеку чужому у нас есть чувство благодарности, однако, что касается близких, мы об этом очень быстро забываем…

Есть чудесный рассказ, был ли он или не был, но он иллюстрирует нам, как человек избегает благодарности. Я слышал это от раби Шраги Гросберда, благословенна память праведника.

За границей когда-то было понятие лотереи. Евреи участвовали в продаже билетов. В одном городке жил еврей по имени Йоси, бедняк, которому еле хватало денег на хлеб. Жалко было даже смотреть, как он одет.

Однажды подошел к нему продавец билетов и сказал: «Йоселе, почему бы тебе не купить лотерейный билет, может быть, ты выиграешь, может, поможет тебе Ашем, и ты разбогатеешь».ъ

Ответил Йоселе: «Ой, оставь меня! Только этого мне не хватало. Хлеб я должен купить, а билет?! Откуда у меня деньги купить билет?!»

Ответил продавец: «Йоселе, найди один раз деньги, испытай свое счастье, может быть Святой, благословен Он, поможет, и ты выиграешь крупную сумму, и лотерея вытащит тебя из бед».

Так он нудил ему каждое утро, а Йоселе отнекивался: «Что ты хочешь от меня?! Я должен купить билет, когда у меня рваные туфли? Что, у меня некуда выбросить деньги, чтобы я давал заработок распространителям лотерейных билетов?!»

Он продолжал отказываться купить билет, пока продавец однажды не сказал: «Йоселе, я одолжу тебе деньги»…

Ответил Йоселе: «Ты смеешься надо мной, ведь одолженное надо возвращать, а с чего я тебе возвращу?»

Сказал тот ему: «Я одолжу тебе, а ты вернешь через два года»

Ответил тот: «Я не беру в долги, и дело кончено».

Сказал продавец билетов: «Знаешь что, я одолжу тебе, но мы договоримся об условии. Если ты выиграешь, то возвратишь мне долг, а если нет — я заранее прощаю тебе».

Услышал это Йоселе и сказал: «Хорошо, если ты так хочешь, пожалуйста. Какой билет ты хочешь мне дать?»

Сказал ему продавец: «Возьми билет с этим номером».

Сказал Йоселе: «Хорошо».

Йоселе попрощался и громко подчеркнул: «Помни, что если я не выиграю, ты прощаешь мне долг, и я не дам тебе даже затертого гроша. Деньги останутся мне в подарок».

Ответил продавец: «Но если ты выиграешь…»

Сказал бедняк: «Разумеется, я заплачу, но кто думает, вообще, о выигрыше…» И они распрощались.

В день лотерейного розыгрыша продавцу билетов была послана телеграмма, что один из его покупателей выиграл. Тотчас начал он проверять номера и увидел, что… Йоселе выиграл, и не несколько рублей, а миллион — огромные деньги.

Был зимний вечер, но продавец сказал своим домашним: «Я обязан сообщить Йоселе добрую весть».

«Куда ты сейчас пойдешь, когда на дворе снег и мороз? Иди спать, утром сообщишь ему!» — предостерегли его родные.

Ответил он им: «Как я пойду спать, не могу, ведь он, конечно же, обрадуется, что я разбудил его, чтобы сообщить, что его лотерейный билет выиграл, и он избавится от ужасной нужды».

Предостерегли его снова: «Ведь дорога завалена снегом, темень сейчас, грязь и вода, а реб Йоселе живет на другом конце города, в районе для бедных». «Нет, не пойду спать. Я пойду сообщить ему!»

Он вышел, утопая в воде и снегу. С трудом добрался он до дома Йоселе. Час ночи. Постучал в дверь, никто не отвечает. Спят. Он продолжал стучать и звать: «Йоселе, Йоселе», пока Йоселе не проснулся. «Кто там?» — спросил Йоселе.

«Это я, продавец лотерейных билетов. Я хочу тебе кое-что сообщить».

«Что ты хочешь в такое время», — зло закричал Йоселе.

Ответил продавец: «Дай мне сначала войти, я замерз».

«Нет, сначала скажи, что ты хочешь!»

«Я скажу тебе — ты выиграл в лотерею. Ну, открой уже дверь».

Он ждал, а дверь не открывалась. Он услышал, что Йоселе говорит злым голосом: «Не могу понять такой наглости. Ладно, все думают, что я Йоселе-бедняк, поэтому относятся ко мне, как к побирушке. Но он-то ведь уже знает, что я стал миллионером, как же он не стесняется стучать в полночь в дом миллионера?!»

В одно мгновение Йоселе все забыл. Продавец уже считался им наглецом, стучащим в дверь миллионера. Забывают! Забывают!

Пусть каждый вглядится в себя, насколько он должен быть благодарен окружающим его, а ведь зачастую есть только претензии друг к другу. Если мы будем смотреть на жизнь с благодарностью, какой хорошей будет наша жизнь. Дети будут благодарны родителям, друг — другу, сосед — соседу и т.д. И само собой, мы должны думать: как мы обязаны быть благодарны Святому, благословен Он. «За каждое дыхание восхвали Б-га, алелуйя». (Леагид — Хумаш а-магидим)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ