Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недельная глава Реэ 2. Если можно испортить, то можно исправить

Темы: Реэ, Оцарот

Если можно испортить, то можно исправить

«Не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему» (Реэ, 12:4)

Гаон, раби Бенцион Аба Шауль, благословенна память праведника, глава ешивы «Порат Йосеф», все видел через призму алахи. Однажды он пришел давать урок, и один из учеников хотел подать ему стул, но стул наткнулся на стену и отломал кусочек штукатурки. Посмотрел на него рав и мягко спросил: «Знаешь ли ты, какой запрет ты нарушил?»

Удивился ученик, а лучшие ученики начали анализировать алахот. Они начали обсуждать, есть ли тут запрет навредить или обязанность заплатить. Завязался бурный спор. Приводили доводы, что нет здесь запрета воровства, и это распространенный ущерб, как потемнение стен, и нет дома, в котором живут, без царапин и амортизации. Говорили, что нет здесь ущерба, равного стоимости гроша, ведь дом, в общем, не потерял своей цены. А глава ешивы слушал объяснения и не реагировал, терпеливо ожидая, когда утихнет буря.

Когда страсти утихли, сказал он: Разумные речи я слышал, а ответа не услышал. Вы забыли запрет из Торы: «И разбейте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и священные деревья их сожгите огнем, и изваяния богов их срубите, и уничтожите имя их с места этого — не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему». И учили отсюда наши мудрецы, благословенна память праведников (Трактат Макот, 22), что запрещено уничтожить и стирать, халила, любое Имя из святых Имен Святого, благословен Он. И однажды случилось вне Земли Исраэля, что, рисуя украшение на одной из стен синагоги, художник по ошибке написал на рисунке Имя Б-га. И в течение сотен лет эту стену не красили, и даже опасались удалить паутину из опасения отколоть побелку и стереть Имя. И еще учили здесь запрет разбивать камень из жертвенника или Храма. И писали законоучители, что синагога и дом учения называются «малым Храмом», и если это так, то разбивающий что-то из их стен, нарушает этот запрет. Смотрите, сыновья мои, как должно быть взвешено и отмеряно каждое движение, и соответствовать всем частям «Шульхан арух» и алахе.

Эти чудесные слова связаны с нашей недельной главой. Но не менее этого, они связаны с месяцем элуль, на пороге которого мы стоим. И не только синагога и дом учения — «малый Храм». Мы тоже, каждый из нас — «малый Храм». Для Шхины Благословенного. Как написано: «И сделайте мне святилище, и Я буду жить среди вас» (Шмот, 25:8), внутри сердца каждого еврея.

И таким образом, каждым грехом, который мы совершаем, халила, мы разрушаем, халила, камень нашего личного Храма, да смилуется Г-сподь. И мы нарушаем запрет «не делайте подобного Г-споду Б-гу вашему».

Учили мы в дни траура агадот о разрушении Храма, и потрясала нас история о злодее Тите, который взял развратную женщину, привел ее в Святая святых и совершил с ней грех (Трактат Гитин, 56). Но в святом Зоаре сказано, что сердце человека — как Святая святых, и каждый, кто просматривает газеты и нерелигиозные средства массовой информации, и тем более сеть Интернета, развратную, порочную и замусоренную, базирующуюся на грязных водах сквернословия, и внедряющую в сердца уродливые мысли, похож на Тита, оскверняющего Святая святых в своем сердце. И если появляются у еврея мысли неверия, халила, он вносит идола в чертог, в свой внутренний чертог. «И увеличивает, упаси Г-сподь, силы нечистоты намного, намного больше, чем это сделал Тит своим развратом в Святая святых».

Ужасно. Есть ли этому искупление?!

Ответ: есть. Так говорит божественный тана, Бава бен Бута Ордусу (царю Ироду): «Тот, кто потушил свет мира, пусть идет и занимается светом мира». И построит другой Храм, красивый и великолепный. И тот, кто погасил божественный свет в своем сердце из-за своих грехов, в грешных мыслях, которые тяжелее самого греха, пусть идет и займется светом мира, добавляя заповеди, усиливая сосредоточенность в молитве и благословениях, участием в уроках Торы. Так мы вернемся и отстроим наш личный Храм, восстановим его, заделаем проломы и добавим ему великолепия. Так удостоимся мы присутствия Шхины в нашем сердце и выполним написанное: «Во всяком месте, в котором вспомнишь Имя Мое — приду к тебе и благословлю тебя». (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.