«Но против Ашема не восставайте» (Шлах, 14:9)
В Рош а-шана, перед трублением, выступил гаон, праведник раби Натан Меир Вахтфойгель, благословенна память праведника, машгиах из Ликвуда, и рассказал о выступлении раби Лейба Хасмана, благословенна память праведника, в ешиве «Хеврон» в последний год его жизни, перед трублением. Привел он в этом рассказе слова Хафец Хаима.
История о русском царе, который решил осмотреть свое царство. Выехал он из столицы, Петербурга в торговый город, Москва, и, разумеется, был принят там с большим почетом. То же происходило и в других больших городах и губерниях. Понятно, что в меньших городах не могли принять его с такой роскошью и царскими балами, там его принимали в соответствии со своими средствами и понятиями. В маленьких городках устраивали скромный вечер с присутствием знатных людей города, офицеров полиции и ответственных за пожарную службу. Но как-то его путь пролегал через отдаленную деревню, в которой жили крестьяне-невежды, которые развлекались забрасыванием камней в проезжающие телеги… Собрал их глава деревни и стал говорить о том, что приезжает высокий гость, могучий русский царь, а они не поняли, что он от них хочет. Он требовал, чтобы они оказали царю почет, а они посмотрели на него, скривившись, и проворчали: «Ближе к делу, что ты хочешь?»
Сказал глава деревни: «Знайте, что это не обычный проезжий. Пожалуйста, не бросайте в него камни»…
Сказал Хафец Хаим: Каждое поколение почитало святую Шхину в соответствии со своими понятиями и своей ступенью. Святые праотцы были колесницей для Шхины, и мы можем представить, как они почитали ее. После них был Моше рабейну и пророки, мужи Большого Собрания, таны и аморы, гаоны и первые комментаторы и последние… До нашего поколения. Но какие у нас понятия, и что можно потребовать от нас, «но против Ашема не восставайте», по крайне мере, не бросайте камни…
Это смысл «царства» в Рош а-шана. В соответствии со знанием, согласно понятиям, перед кем мы стоим. (Хафе Хаим ахадаш, Лекет решимот)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ