«Как будто язва появилась на доме» (Мецоора, 14:35)
Много чудесных евреев, привязанных к традиции отцов, приехали в землю Исраэля за поколение до нас. А здесь начали им проповедовать, что как будто не нужно им соблюдать Тору и заповеди. Можно им отойти здесь от наследия, от традиции, от всего, что свято и дорого!
А что на самом деле? Все наоборот!
В Земле Исраэля обязаны исполнять заповеди намного больше. Почему? Поскольку Земля Исраэля — «дворец царя», и живущие на ней — гости царя в Его дворце. Как нужно строго придерживаться подобающего поведения, насколько тяжек бунт против царя в его дворце! Земля Исраэля — «земля, на которой всегда глаза Ашема, Б-га твоего», чтобы следить за ее жителями и тщательно проверять их дела».
Моше рабейну был предупрежден относительно совершения грехов — «чтобы не исторгла вас земля, как исторгла народ, бывший до вас», кнаанеев и эмореев. И писал Рамбан, что если бы Сдом и Амора находились бы в Земле Исраэля, не были бы разрушены.
И писал Рамбан о нашей главе, что язвы на доме оскверняют именно Землю Исраэля, ибо она — наследие Ашема, избранная земля, поэтому наказания на ней более суровы и быстры. Это закон исполнения заповедей. Каждая заповедь, исполняющаяся здесь, подобна жертве царю в его дворце, и вознаграждение за нее в тысячу раз больше. И посредством каждой молитвы и просьбы о спасении мы сеем в нас семена веры. Семена истины, в заслугу которой мы удостоимся Избавления и спасения. Давайте, умножим исполнение заповедей, и умножим заслуги, как косточки в гранате!!!
Рассказывают об одном царе, мудром, разумном и добросердечном. А поскольку у него не было детей, искал он среди своего народа наследника своему могущественному царству. Проверку на принятие наследства царь провел, раздав семена всем детям, проживавшим в царстве. Каждому ребенку было приказано посеять семя и взрастить его, а царь выберет цветок, который укажет ему на наследного принца. Все дети взяли семена, посадили их, поливали и ухаживали за ними, и только один ребенок не вырастил никакого цветка из семени, которое получил. Сколько он не трудился, его усилия не принесли плодов, и его цветочный горшок остался пустым, без цветка.
В назначенный день предстали дети в праздничных одеждах, очень взволнованные, перед царем. Они держали в руках цветочные горшки с красивыми цветами, чтобы царь, объезжающий их в своей великолепной карете, осмотрел цветы и выбрал себе наследника. Осмотрел царь со своего места все горшки с цветами, но не нашел того, что хотел. Но вот царь увидел одного ребенка с пустым горшком в руках.
Подозвал его царь и спросил: «Подойди сын мой, почему ты не вырастил семя, которое я дал тебе?»
Плача, ответил ребенок: «Господин царь, я не знаю, что случилось. Я тяжело трудился, чтобы вырастить его, но он не расцвел. Я плакал и умолял Вс-вышнего, но Он не ответил на мою молитву, ничего не выросло!»…
Сказал царь: «Ты будешь моим сыном, наследником царства!»
Все поразились, почему именно он удостоился, и спросили об этом царя.
Ответил царь: «Все розданные семена были сварены. А известно, что из вареного зерна ничего не растет. Все дети, получившие семена, подменили их на другие, и поэтому у них выросли цветы. И только этот ребенок не поменял семени, поскольку наделен он качеством правды, и он продолжал надеяться и молиться, что цветок расцветет, это было зерно истины, посредством которого я хотел проверить кандидата на царство. Тот, для кого истина — свеча на его пути, и в соответствии с ней он поступает всю свою жизнь, достоин царства.
Когда молятся и просят Ашема благословенного о спасении и не получают ответа, и, несмотря на это продолжают молиться, верить и надеяться, что только от Него, Благословенного придет спасение, сеются в человеке семена веры и надежды, которые усиливаются с каждой слезой, с каждой молитвой, а в конце концов, эти слезы и молитвы принесут человеку спасение. (Асара нисьонот)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.