» То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» (Ваикра, 9:6)
Когда распространилось злонамеренное просветительство, и проникший яд охладил сердца и ослабил руки, стали пренебрегать заповедями и нарушать их, говоря, что главное — сердце. Сказал на это Хафец Хаим: «Это не ново, есть особое злое начало у этих доводов».
Удивились его словам, где находится такое злое начало. Где источник этих слов?
Ответил Хафец Хаим: при повелении строительства шатра откровения просили принести пожертвования, объявив, что таким образом будет присутствовать в нем Шхина: «И сделают Мне святилище, и буду обитать среди них». Принесли люди пожертвования от сердца, шатер откровения был построен, и вот, они собрались, ожидая обещанного присутствия Шхины.
А Шхины нет.
Все были разочарованы, а Моше рабейну сказал: «То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» И сказали наши мудрецы в Торе коэнов: сказал Моше Исраэлю — то злое начало уберите из ваших сердец, и будете все вы едины, чтобы служить перед В-здесущим… если сделаете это, явится вам Слава Ашема»
О чем здесь говорится. Кто такой «то злое начало», которое должны были убрать из сердца.
Дело в том, что все полагали, что для присутствия Шхины достаточно намерения сердца. Сообщил Моше рабейну про особое злое начало. «Это злое начало уберите из ваших сердец». Но «То, что повелел Ашем, делайте», нужна деятельность именно руками, только тогда «явится вам Слава Ашема» (Маим хаим).
Про тех, кто думает, что достаточно намерения сердца, без учебы заповедей и их исполнения, приводил Хафец Хаим притчу.
Полиция арестовала человека, переодевшегося генералом, и передала его в суд.
Спросили его: «Почему ты нарядился генералом?»
Он был оскорблен: «Потому что я генерал!»
Спросили судьи: «Ты служил в армии, участвовал в боях?»
«Нет», — последовал ответ.
Продолжили его спрашивать: «Ты учил науку войны, знаешь армейские подразделения и чины, знаком с оружием и средствами ведения боя?»
И снова он признался: «Нет».
«А если так, чем же ты генерал?»
«Мундиром!» — ответил он надменно…
Все улыбнулись, кроме него. И понятно, что он не только стал объектом насмешек, но и был наказан за то, что надел мундир, вводящий в заблуждение.
И отсюда следует, что претендующий быть «евреем в сердце», не зная законов и не исполняя их, похож на ряженого «генерала», и наказание его уже определено…
И еще сказал Хафец Хаим: «Обычно говорят о злодеях Исраэля, не верящих в Тору и заповеди, что они — “светские евреи”. Что они — светские, я понимаю, но чем они евреи?»… (Хафец Хаим а-хадаш, Нидхей Исраэль)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.