Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обязанность слушать мнение Торы

Праздник Песах вот-вот закончится, пекарни, где пекли мацу, работали накануне Песаха в полную силу, а среди алахот выпечки мацы мы учили, что тесто можно замешивать только на воде, переночевавшей у нас. А если это не так, нужно опасаться, что она нагрелась и может заквасить тесто.

Рассказывает Гмара: рав Матана приехал в одно место по названию Папуния. Он обучал жителей законам Песаха и сообщил им, что тесто замешивают только на нашей воде. Удивились они, услышав алаху, которой до этого не знали. Возвратился рав Матана к себе в гостиницу. Назавтра услышал он стуки в дверь. Когда он открыл дверь, то был поражен: все жители места собрались около дома. При появлении рава Матана воцарилась тишина, святой трепет, почтительный страх.

«Что вы хотели», — спросил удивленный рав Матана. Стоявший возле двери человек протянул ему свой кувшин. Теперь рав увидел, что все стоят с кувшинами в руках.

«Для чего этот кувшин?» — спросил рав Матана.

«Мы хотим печь мацу, — ответил человек, — а рав сказал вчера, что мацу можно замешивать только “на нашей воде”, и мы пришли наполнить наши кувшины его водой»…

Они поняли слова рава «на нашей воде», как будто он имел в виду его воду, воду рава… Объяснил рав Матана их ошибку и сообщил, что имел в виду лишь то, что вода должна переночевать у них ночь.

И надо понять, для чего приводит Гмара этот рассказ. Ведь Гмара — это книга учебы, указаний и инструкций, и зачем нам знать ошибки деревенских жителей, для чего нам смеяться над их невежеством?!

Но когда мы вдумаемся в рассказ, то увидим, что большой урок заключен в нем для нас. И не насмешка, а почитание и уважение. Они, в самом деле, не знали закона, он был новым для них. Но по ошибке они, поняв, что рав дает им странную алаху — замешивать тесто нужно только на его воде — не удивились, не заворчали на необычное постановление. Не выразили возмущения типа «какое указание, что уж, вода рава лучше, чем в нашем колодце». И даже не обратились к нему с вопросом. Но, все, как один человек, собрались со своими кувшинами, чтобы выполнить его указание.

Они не поняли алаху подобающим образом, но научили нас алахе на все поколения, как исполнять мнение Торы, что такое послушание раву, устанавливающего алаху. Без размышлений, склонившись, с послушанием.

Процитируем рассказ из Гмары. Рав Каана, из лучших учеников Рава, великих амораев Вавилона, поднялся в Эрец Исраэль учиться у раби Йоханана. Поскольку методы изучения были разными, попросили Рава, пообещать, что не будет задавать вопросов в течение семи лет, пока не привыкнет к новой системе обучения. Он пообещал.

Когда он приехал в Тверию, то нашел там учеников, готовящихся к уроку рава Йоханана. Тотчас принял участие, и его острый ум взволновал учеников. Ведь он обязался не спрашивать только рава Йоханана, главу ешивы. Раби Шимон бен Лакиш, шурин рава Йоханана, пришел к главе ешивы и сообщил ему, что «лев поднялся из Вавилона», чтобы приготовился к бурному спору, так как не знал о данном обещании.

Пришел раби Йоханан давать урок. Усадили его с почетом на семь подушек. А ученики его сидели в семь рядов. Избранный ученик сидел на первом ряду, второй — за ним и т.д. В тот день подвинулись все на одно место назад. По распоряжению раби Йоханана усадили льва из Вавилона во главе.

Уроки рава Йоханана строились из частей. Он сказал одну часть и остановился. Ждал вопросов «вавилонского льва». Но рав Каана был верен своему обещанию — и молчал.

Попросил его раби Йоханан спуститься во второй ряд. Встал он и на глазах у всех спустился на ряд.

Сказал раби Йоханан вторую часть и ожидал вопросов. Поскольку таких не появилось, спустили рава Каана на третий ряд. Все это видят, и это неприятно…

Семь частей, и рав Каана нашел себя на седьмом ряду… Прошептал раби Йоханан своему шурину: «Тот, кого ты назвал львом, превратился в лису»…

Это высказывание переполнило чашу. Сказал рав Каана себе: «Пусть будут семь рядов вместо семи лет, которые я обещал». Встал и попросил: «Пожалуйста, пусть повторит глава ешивы урок с самого начала».

И раби Йоханан повторил.

Закончил он первую часть, и рав Каана задал вопросы, трудные, как железо. Подняли его на один ряд.

Закончил раби вторую часть, и опять полился дождь трудных вопросов. Подняли рава еще на один ряд.

Семь частей, и он опять на первом ряду, удостоившись восхваления всех присутствующих.

Раби Йоханан продолжил и сказал восьмую часть, и рав Каана снова задал свои вопросы. Как теперь раби Йоханан окажет ему уважение? Потрясающим образом: велел извлечь из-под себя одну подушку!

Еще одна часть, еще вопросы, и еще одна подушка извлечена. Семь частей, и раби Йоханан, глава ешивы, глава поколения в Святой земле, сидит на земле!

Пожелал он увидеть льва, поднявшегося из Вавилона. Представили ему. А у рава Каана был шрам в уголках губ, из-за которых казалось, что он всегда смеется. Подумал раби Йоханан, что он возгордился своей победой. Вот это — нет! Вперил в него глаза, и рав Каана умер.

В конце концов, рассказали раби Йоханану о шрамах, сказали, что не улыбался рав Каана, и раби Йоханан оживил его. А идея остра и точна: если ты гений, лев в Торе, удостоишься самого высокого почтения. Но при одном условии: чтобы ты знал, что рав — он рав, и пусть он будет для тебя, как учитель, посланный с Небес. А если это не так, то не удостоишься ты быть частью цепочки в передаче Торы. Ибо не только раву наносится в этом случае обида, но и Торе. По процессу ее передачи из поколения в поколение.

Выучим отсюда урок. Склоним голову перед нашим учителем, и выполним все наши действия в соответствии с мнением Торы. (Мааян ашавуа)

Злое начало не отчаивается

Известны слова Рамбама, благословенна память праведника, что фараон — это символ злого начала, а египтяне — плохих качеств. А Моше рабейну, это душа, вызволившая нас из египетского рабства и из-под власти фараона. «В каждом поколении должен человек видеть себя, как будто он вышел из Египта». Но мы в Египте не были, и фараона не знали…

И задается вопрос: как можно говорить об уходе из-под власти фараона, власти злого начала? Как можно вообразить это, кто может свидетельствовать о себе, что он свободен от плохих качеств?Ответ: все! Ведь злое начало хочет ввести человека в грех во всех 365 запретительных и 248 исполнительных заповедях. И хотя мы действительно, несовершенны, все-таки исполняем много заповедей и не совершаем многие грехи. И в этих областях мы вышли из-под власти фараона! Перед нами еще много работы, но по Воле Ашема мы будем подниматься со ступени на ступень. А подниматься мы будем от того, чего уже достигли.Вместе с тем, нельзя быть безмятежным, думать, что есть у нас иммунитет от нападения злого начала. И это мы тоже учим из выхода из Египта. Ведь даже когда фараон сам отослал сыновей Исраэля, он собрал свое войско, и начал их преследовать. Чтобы научить нас, что фараон не отчаивается.В начале дней Второго Храма был в нем первосвященник, святой и праведный Шимон а-цадик, при жизни которого совершались великие чудеса. Перед смертью он завещал свое место своему молодому сыну — Хоньо.

У нас нет понятия, какая духовная чистота должна быть у первосвященника. Кроме того, эта должность дает и почет, и заработок — духовность и материальность вместе были поднесены Хоньо на серебряном подносе.Но он отказался от этого предложения, не пожелал выполнить завещание отца. Почему? Так как у него был брат, старше его на два с половиной года. Какие возвышенные качества! Какая скромность, какое самопожертвование, какое уважение старшего брата!

Сказал Хоньо брату: «Давай, научу тебя служить в Храме». И брат ответил: «Все, что скажешь, сделаю!» Взял Хоньо и одел его… в женскую одежду. Какое осквернение святости. Хотели коэны убить брата, но он сказал: «Хоньо одел меня так». Хотели они убить Хоньо, но тот бежал а Египет и построил там храм. Говорят, что он поклонялся в нем идолам (Трактат Минхот, 109).Что случилось? Ведь Хоньо предложили должность первосвященника, и он по собственному желанию передал ее брату. Почему надсмеялся над ним, и его чуть не убили? А, в конце концов, обрушил на свою голову вечный позор.Сказал рабейну Иерухам из Мира, благословенна память праведника: Хоньо был великим евреем.

Факт, что отец-праведник рекомендовал его в первосвященники. И он так хотел быть первосвященником! Ведь это духовная вершина, к которой стремится каждый коэн. Но тут прорвалось чистое чувство, и он уступил должность старшему брату. Однако он проигнорировал одну точку: злое начало, спрятанное в человеке. Если оттолкнуть его, то он — как пружина, ожидающая возможности распрямиться!Он хотел быть первосвященником, но оттолкнул свое желание, и это желание выразилось самым уродливым образом. Если бы Хоньо знал это и был бы настороже, возможно все развивалось бы по-другому.

Будем же знать, что даже если мы «вышли из Египта» в некоторых областях, злое начало, фараон, еще может собрать войско и преследовать нас…Поэтому в этот праздник, символизирующий выход на духовную свободу из-под власти «Египта», мы едим мацу. Наши мудрецы, благословенна память праведников, говорят, что хамец символизирует злое начало (Трактат Брахот, 17—1). А маца — это тесто, которое берегли от заквашивания: «“И оберегайте мацот” (Шмот, 12:17). Это учит нас, что должен человек стоять на страже. Не только добиваться новых побед, но и охранять существующие. Чтобы предотвратить новые атаки ненавистника. И мы продолжаем непрерывное празднование до дня рассечения моря Суф, где окончательно утонул ненавистник.Но сказали наши мудрецы, благословенна память праведников, (Перкей дераби Элиэзер,42), что фараон был вызволен из моря. Раненный, избитый, без войска — но живой… (Мааян амоед)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

Я вышла замуж поздно. Гложут мысли о том, что юность не повторится…

14 апреля, отвечает Хая Черняк

Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше