Важное сообщение для учителей

Молитва: привилегия или проблема?

Ключи к дисциплине во время молитвы — это структура, темп, расчет времени и понимание.

Структура и темп

Класс нуждается в «рутине» молитвы, чтобы талмидим могли продолжать, даже если учитель отсутствует (хотя он может отлучаться в это время только по настоятельной необходимости). Их следует научить, какие части молитвы читаются или поются в унисон, что говорится в ответ и что произносится только шепотом. Одна из частей рутины — решение таких вопросов, как: Есть ли хазан (ведущий молитву)? До каких пор класс ждет молящихся медленно? Иными словами, молитва должна течь, а не останавливаться и снова начинаться.

Рав Моше Журавель, замечательный ребе из балтиморского хедера, оживляет молитву пением «Ашрей» (оба раза) и «Олейну» вместе с учениками. Он также учит детей знакам кантилляции и поет с ними Шма. Это очень меняет молитву в классе. Его темп становится их темпом.

Расчет времени

Если рав молится дольше, чем класс, ученики начинают отвлекаться, и возникают дисциплинарные проблемы. А если он молится быстрее, чем требуется ученикам, чтобы четко и сознательно произносить все слова, это вызывает у них разочарование, чувство неудачи, потерю интереса к молитве — что также неизбежно ведет к дисциплинарным проблемам.

У каждого класса свои нужды, поэтому учитель и директор должны продумать, как им лучше молиться.

Понимание

Ученики должны понимать, что они говорят и делают, каждый класс на своем уровне. Что такое Биркот ашахар, утренние благословения, в которых мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он дает нам все необходимое на каждый день? Что такое Псукей дезимра, если не приближение и связь с Б-гом, к Которому вы обращаетесь? Объясните детально ключевые молитвы (и проверьте, как их понимают ученики), и возвращайтесь к этому в течение года. Регулярно разъясняйте ученикам концепции молитвы и близости к Творцу и особенности структуры и смысла. Дать ребенку, о чем подумать, — это замечательный способ предотвратить автоматическое подражание действиям, что, по меньшей мере, плохой хинух. Тфила (молитва) без мысли — как тело без души[1]. Кроме того, она ведет к плохому поведению.

Однажды один из моих классов читал «Олейну» и вместо того, чтобы сказать «ушмо эхад» («и имя Его одно»), ученики вдруг повернулись и показали друг на друга «You (ты) — шмо эхад». В ответ я запретил классу молиться, и отвел это время на объяснение молитвы и истории различных молитв, начиная с «Олейну» («На нас возложено восхвалять…»).

Такая реакция дает ученикам жизненный урок о молитве: Это привилегия говорить с Рибоно шель олам (Владыкой мира), и если вы ее не цените, она может быть аннулирована.

Обучая смыслу молитвы, вы даете ученикам возможность что-то делать во время молитвы. Возможно, сама красота молитв поможет ученику почувствовать, почему молитва — это привилегия.

Рав Журавель использует еще один интересный способ концентрировать внимание учеников на том, что они говорят. Для каждой из молитв он пишет мысль на доске — часто связанную с недельным разделом Торы — которую ученик может найти в своей ежедневной молитве. Например, во время недельного раздела Брейшит, он просит учеников найти в молитве, где говорится, что Вс-вышний сотворил вселенную речью. Ответ, разумеется, в словах Барух шеамар («Благословен Тот, Кто сказал»). А когда изучают недельный раздел «Ноах» они могут найти, где в молитвах упоминается ворон. Естественно, внимательный ученик своим острым глазом найдет соответствующее место.

Законы молитвы

Еще одно средство, благодаря которому ученики начинают ценить молитву, это учить их законам молитвы. Это помогает им понять, как лучше молиться Вс-вышнему, подобно тому, как изучение законов о лулавах, помогает человеку лучше выбрать в Суккот лулав. Особое значение имеют законы, связанные со святостью молитвы и местом для молитвы.

Будьте там

Стойте позади во время молитвы и хвалите тех, кто хорошо молится, — а не только замечайте, что кто-то плохо молится. Рав Журавель раздает отличившимся билетики, по которым потом можно получить какие-то призы, например, бутылку колы.

Сделайте молитву проектом всего класса

Классу следует давать призовые очки за хорошую молитву, а отдельные нарушители могут их этого лишить. Обычно ученики протестуют против коллективных наказаний, но здесь весь класс молится вместе, поэтому его можно рассматривать как единое целое.

Если весь класс молится хорошо, а мешают только один или два человека, тогда вы можете послать этих нарушителей для молитвы в класс моложе их возраста. Это наказание соответствует преступлению: если они не могут молиться, как взрослые, то заслуживают понижения в статусе. Обычно это наказание так унизительно, что нарушители обещают исправиться. Но не высылайте слишком много учеников, иначе это все превратится в шутку или, того хуже, в выражение высокомерия нарушителя, который показывает, насколько ему все это безразлично.

Если эти немногие ученики не слишком мешают, разумнее оставить их во время молитвы в классе, потому что есть шанс, что хорошая молитва класса повлияет на них.

Резюме

  1. Молитва должна происходить упорядоченно, живо и в подходящем темпе.
  2. Ученики должны понимать, что они говорят.

[1] Эта фраза появляется в комментарии Абарбанеля к Авот, 2:13 и во введении Яавеца к его комментарию к сидуру, а также в Сефер аяшар, шаар 13.