Люди смотрят на одежду, и дети — не исключение

Подведите итог первым впечатлением

Зрение критически важно, чтобы обучать детей и устанавливать с ними хорошие отношения (см. часть 2, гл. 4.).

У зрения есть два выдающихся качества:

  1. Границы зрения шире, чем у любого другого чувства [1], поэтому первые впечатления обычно бывают зрительными.
  2. Образы оставляют эмоциональную печать.

Иными словами, первоначальное впечатление ваших учеников о вас и их первая эмоциональная оценка будут основаны на том, как вы выглядите.

 

Хорошо оденьтесь

Люди смотрят на одежду, и дети — не исключение. Мудрецы указывали на это явление [3]. Поэтому учитель всегда должен обращать внимание на то, как он одет, особенно первые дни в классе.

Покажите им, что вы рады быть здесь

Шамай говорит: «Встречай каждого человека приветливым выражением лица» (Авот, 1:15). И прежде всего он учит вести себя так, чтобы, глядя на вас, люди получали удовольствие. Люди должны чувствовать, что вам приятно их видеть. Тогда и они, в свою очередь, будут рады видеть вас. Как сказал мудрейший из людей: «Как вода отражает лицо, так и сердце человека отражает (сердце близкого) человека» (Мишлей, 27:19).

Всякому, кто приходил, чтобы увидеть рава Исера Залмана Мельцера [4], приходилось подождать несколько мгновений, прежде чем его приглашали в комнату. Однажды секретарь рава Мельцера, очень удивленный таким обычаем, приложил ухо к замочной скважине двери, ведущей в комнату рава. К своему удивлению, он услышал, как рав между визитами повторяет слова Шамая: «Встречай каждого человека приветливым выражением лица». Рав Исер Залман всегда заново готовился к тому, чтобы каждый посетитель почувствовал, что глава ешивы радуется его приходу.

Выглядите ненапряженным

Учитель должен выглядеть ненапряженным, потому что напряженность создает напряженность [5]. Кроме того, ненапряженное выражение лица дает классу уверенность, что учитель контролирует события.

Как бы вы иногда в этом ни сомневались, никогда не забывайте одну из великих истин о природе детей. Это правило нельзя забывать ни новенькому учителю, ни ветерану.

Дети хотят быть под контролем.

Они счастливы, если учитель действительно у кормила власти.

Резюме

Первое детское впечатление основано на зрительном восприятии, поэтому учитель должен выглядеть хорошо одетым, счастливым и ненапряженным.

[1] Ма»гараль (Гвурот «Гашем, гл. 64) пользуется этой идеей, чтобы пояснить последовательность стихов “…есть у них глаза, но не видят, есть уши, но не слышат…” (Те»гилим, 115:4—5). Здесь образы расположены в нисходящем порядке: идолы не только не могут видеть, но даже не слышат. Кроме того, Ма»гараль считает, что такова и градация духовности: духовный план менее ограничен, чем материальный, и чем выше уровень, тем выше духовность.

Первое впечатление часто имеет решающее значение. Как написано: «Кто первый в споре сказал, тот и выглядит правым» (Мишлей, 18:17). Трудно потом победить, если первое впечатление о вас негативно.

[2] Гаон из Вильно (Тикуней Зо»гар, 89б) указывает, что Моше не разбил Скрижали Завета, пока не увидел Золотого Тельца. Он не удивился, когда его увидел, потому что Б-г ему уже рассказал об этом. Тем не менее, эмоциональное воздействие виденного побудило его разбить Скрижали. См. Орот Агро, стр. 233.

О разных типах видения см. в Адерет Элия»гу, Гаона из Вильно к Йешаягу, 6:9.

См. также рав Аарон Котлер, Мишнат рав Аарон, т.1. «И написано, что “весь народ увидел и запел” (Ваикра, 9:24), потому что песня рождается от духовного подъема и близости к Творцу, которые возникают от зрительного переживания».

[3] См. Бава кама, 11б, где Талмуд позволяет старшему сыну умершего одеться, как следует, за счет семейного бюджета, потому что он представляет интересы семьи, и его лучше будут принимать, если он хорошо одет. Подобным образом, раби Йоханан отзывается о своих одеждах — «то, что дает мне почет» (Шабат, 113а).

[4] Рав Исер Залман Мельцер (1870-1953) был почетным главой ешив Слуцка и Клецка, а позднее иерусалимской ешивы Эц Хаим.

[5] См. Мишлей, 27:19.