Важное сообщение для учителей

Будьте спокойны — будьте готовы

Люди, которые чувствуют, что они себя контролируют, более способны реально себя контролировать. Особенно нуждается в таком чувстве новый учитель.

Кроме галахической и моральной обязанности учителя быть хорошо подготовленным [1], тщательно спланированный урок помогает ему управлять классом, по нескольким причинам:

Подготовленные учителя — спокойны

Хорошо подготовленный учитель спокоен, уверен и поэтому не склонен к излишнему реагированию. Это важно, потому что чрезмерные реакции и раздражение могут стоить учителю уважения класса, что обернется шумом и хаосом. Дети любят сумасшедший дом в классе.

Один опытный учитель рассказал мне, что если один ученик жалуется, что другой ему мешает, он обычно предлагает им обоим подойти к нему во время перемены. «Истец» редко на этом настаивает. Один директор мне рассказывал, что многие проблемы, которые он сам устраивал, когда был учеником, были просто способами сделать жизнь в классе более «интересной». А, в конце концов, зачем тратить драгоценное время перемены на всякие пустяки? Учитель, который слишком резко реагирует на такие ситуации — часто свой худший враг. Дети — вроде газет, они стараются создавать кризисы.

Подготовленные учителя лучше разрешают вопросы

Дети задают замечательные вопросы, на которые нужно отвечать с хорошим чувством, используя на это минимум классного времени. Конечно, хороший вопрос — прекрасная возможность тепло похвалить того, кто его задал. Но такая возможность теряется, если учитель не готов к ответу, потому что ему приходится обрывать учеников, которые спрашивают что-то серьезное, а иногда и проливающее свет на всю тему. Соответствующая подготовка дала бы возможность учителю оценить такие вопросы и поставить в пример такого ученика. А иначе ученики часто приходят к выводу, что их учителя не заботятся о них и не уважают их.

Ребенком, я помню, как один учитель отвечал на вопросы: «Я подумаю». Это подразумевало, что он даст ответ на следующий день, но он никогда этого не делал. Не случайно, у него были и дисциплинарные проблемы. Этот класс не был с ним, потому что он не был с ними.

Подготовленные учителя лаконичны

Если учитель хорошо подготовлен, он нередко может пояснить проблему несколькими словами. Такая краткость предпочтительна, потому что долгий и неясный ответ на вопрос приводит к тому, что дети начинают мечтать, отвлекаться, и в классе нарушается дисциплина. Помните: Если урок ясен учителю, он ясен и ученикам.

Подготовьтесь к завтрашнему дню и чувствуйте себя уверенно сегодня

Подготовка также дает вам «резерв сил», предоставляя возможность учить и тому, что вы не планировали на этот день. Иначе существует опасность, что вы выйдете за рамки изученного материала до того, как прозвенит звонок, что оставит в последние минуты класс без управления. Ученики чувствуют эту пустоту и начинают устраивать беспорядок. И эта их хотя бы и кратковременная недисциплинированность может подорвать уровень порядка в классе на целые недели. Потому что стоит классу вырваться из рук, и ученики уже знают, что это возможно, и тогда вы вскоре обнаружите, что дисциплинарных проблем у вас намного больше, чем на эти несколько минут. Учитель без направления просто не может контролировать класс, потому что даже если он и разрешит некую ситуацию, то вакуум останется.

Держите в запасе несколько хороших историй

Если вы обнаружите, что у вас осталось до конца урока несколько минут, которые вам нужно чем-то занять, держите про запас несколько хороших историй. А потом скажите ученикам правду: Они выполнили свою «дневную норму» и теперь заслуживают рассказ. Какая прекрасная возможность показать таким образом, что вы их высоко цените! Не упускайте таких возможностей, они воодушевят ваших учеников жить ради вашего мнения о них.

Если вы часто кончаете урок раньше времени, значит, ваш класс работает не в полную силу. Такой недостаток может подорвать дисциплину, потому что только группа, которая тяжело работает и решает трудные задачи, может быть дисциплинированной [2]. Процитирую учителя, который проработал первый год в школе: «Ну, когда я хорошо подготовлен, все в классе идет хорошо, но если я не готов, я себя чувствую так, как будто меня бросили в клетку с львами после того, как у львов прошел Йом Кипур (суточный пост)!»

Итак, будьте готовы — даже к завтрашнему уроку.

Резюме

* Подготовленный учитель спокойнее, увереннее и лучше может контролировать свой класс.

* Во введении Пеле йоэц убеждает даже лучших учителей повторить урок, перед тем, как его давать: Как бы прекрасен и хорош ни был тот, кто собирается выступать перед публикой, с записями или без них, он должен вначале раза два-три просмотреть свою речь. Как говорили мудрецы: «Даже если он знает, что Вс-вышний даровал ему язык оратора, мицва для него почтить слова мудрецов — и это для его же пользы — и несколько раз просмотреть свою речь…»

* Я не сравнивая одно с другим, но мидраш Шмот раба, 40:1 говорит, что даже Вс-вышний четыре раза обозревал Тору, прежде, чем дал ее еврейскому народу.

А рав Мордехай Крашинский, один из ведущих воспитателей в Иерусалиме, рассказывает, что рав Йехезкель Абрамский, один из выдающихся знатоков Торы и учителей нашего времени, всегда перед уроком повторял материал по семь раз.

* Так, фараон пытался подчинить евреев, нагружая их тяжкой работой. См. Месилат яшарим, гл. 2.