Вы имеете право наказать при условии, что…

Если эту составляющую процесса воспитания следует использовать очень редко, то в каком случае правильно будет наказать ребенка? Родители должны тяжелой воспитательной работой и справедливостью заслужить право наказывать. Следовательно, только если вы тщательно выполнили все предыдущие этапы процесса установления границ и все же не смогли побудить ребенка вести себя желаемым образом, — только тогда вы по справедливости сможете применить наказание.

Поэтому, если вам не нравится поведение ребенка, то за секунду до того, как применить наказание, — проверьте собственное поведение, выясните, как поступаете вы сами. Например, если проблема — с укладыванием спать, спросите себя, действительно ли вы были настойчивы, решив, что ребенок должен засыпать в своей кровати? Проверили ли вы соответствие этого требования возможностям ребенка (например, способен ли ребенок его возраста засыпать в своей кровати)? Действовали ли вы в единстве и родительской кооперации (не получилось ли так, что каждый из родителей предъявлял ребенку свои требования при укладывании спать?). Транслировали вы ребенку ясное и однозначное сообщение? (Дали ли вы ребенку понять — словами и, самое главное, поступками, что нигде, кроме своей кровати, он засыпать не будет?) Действовали ли вы надежно и последовательно? (Настаивали на своем решении каждый вечер без исключений?) Были ли вы решительны? (Настаивали на своем решении, даже если ребенок сопротивлялся?) Проявляли ли вы эмпатию? (Поняли ли вы отношение ребенка к ситуации и его желания, проявили ли свое понимание приятием и поддержкой?) Давали ли вы постоянно ребенку положительное подкрепление? (Хвалили ли вы его и выражали ли добрые чувства к нему, когда он засыпал в своей кровати?)

Если в ходе этой самопроверки вы обнаружили, что упущена одна или несколько составляющих в формировании желательного поведения, вам надо жаловаться только на себя и нечестно будет вымещать свое разочарование на ребенке, наказывая его. Вам нужно собраться и заново отправиться по пути воспитания, на этот раз — проходя все его этапы правильно. Только если и в этом случае вы не заметите улучшения и желательное поведение не появится, вы сможете прибегнуть к наказанию.

Что такое наказание?

Наказание — это любое неприятное для ребенка следствие его поведения. Эти отрицательные последствия повышают вероятность того, что в будущем такое поведение будет встречаться реже, а может быть, и вообще исчезнет.

«Неприятные последствия» можно организовать самыми разными способами. Например, если ребенок проползает под столом, поднимает голову и больно ударяется, это неприятное последствие должно привести к тому, что он станет осторожнее. Иногда одного или даже нескольких раз будет недостаточно, чтобы изменить нежелательное поведение (поднимание головы), но, в конце концов, неприятное последствие (боль от удара) будет воспринято и ребенок научится быть осторожнее и не поднимать голову под столом.

Наказания, как и положительные подкрепления, сопровождают нас на протяжении всей жизни. На наше поведение влияют ощущения, которые мы получаем от подкреплений и от наказаний. Нам хотелось бы, чтобы человеческое общество могло управляться только подкреплениями, без наказаний, но реально это не так. По-видимому, чтобы добиться правильного поведения, нам нужны и наказания.

Это же относится и к детям, подросткам и младенцам. Некоторые родители (и педагоги) питают иллюзию, что можно вырастить и воспитать ребенка только любовью и лаской, однако при соприкосновении с действительностью эта иллюзия исчезает. В мире взрослых нам нужна система законов и принуждения к их исполнению. Стоит понять, что тем более это необходимо, когда мы собираемся воспитывать и дисциплинировать детей. Иногда деваться некуда и приходится применять силу и внушать страх — так воздействует наказание.