Некое легкое депрессивное состояние является абсолютно нормативным среди большинства выходцев из России. В моих глазах в какой-то степени оно основано на русской культуре. Большинство русских писателей создавали очень «депрессивную» литературу, и человек думающий должен был быть человеком, страдающим в этом мире.

Я решилась написать эту статью после десятков или сотен встреч с выходцами из России в качестве семейного консультанта. Не претендую на роль психиатра, а говорю о своих наблюдениях и на основании своего практического опыта.

Родители рассказывали, что, когда я была маленькой девочкой, около 3-4 лет, могла усесться в углу с несчастным выражением лица, а когда меня спрашивали: «Ты чего такая грустная?», отвечала: «Да вот, радости много нет». С тех прошло больше пятидесяти лет, но, к сожалению, в своей взрослой жизни встречаюсь с огромным количеством людей — отнюдь не трехлетних, которые ведут себя точно так же.

Некое легкое депрессивное состояние является абсолютно нормативным среди большинства выходцев из России. В моих глазах в какой-то степени оно основано на русской культуре. Большинство русских писателей создавали очень «депрессивную» литературу, и человек думающий должен был быть человеком, страдающим в этом мире. Понятно, что это глубоко христианский подход, но он нашел дорогу в души всех социальных групп. Несмотря на резкое изменение жизни, процесс переселения в Израиль не изменил этот настрой, а, наоборот, даже усилил, усугубил его. Социальный статус очень многих людей понизился, и, даже если материально они живут неплохо, все равно чувствуют себя нереализованными. А у части и материальное положение нелегкое. Кроме того, есть ощущение отторжения от израильской среды (и я не хочу сейчас вдаваться в дискуссию, кто же кого отторгает: израильтяне — выходцев из России или выходцы из России — израильтян). Всё это вместе создает ситуацию, когда десятки, а может быть, и сотни людей постоянно находятся в подавленном или депрессивном состоянии.

Но любой разговор на тему «надо лечиться от депрессии» воспринимается в штыки: «Что я, по-вашему, псих какой-то?! А если я сейчас подсяду на таблетки, то что, моя жизнь от этого станет радостной и праздничной?! Да я же не лежу лицом к стенке, а хожу на работу ежедневно и т.д.»

Так вот, уважаемые господа и дамы. Когда человек лежит лицом к стенке, это, может, и не так плохо, потому что он уже четко и ясно транслирует окружающим, что ему плохо и он нуждается в помощи. К сожалению, правда, окружающие не всегда готовы это услышать, но в таких случаях человек «безмолвно кричит» достаточно громко. А вот состояние людей, которые ходят на работу, а потом, вернувшись с нее, сидят часами за компьютером, не интересуются ни семьей, ни детьми, ни жизнью вообще, — гораздо хуже. (Компьютер — это только один из примеров зависимости. Для «успокоения» можно пить алкоголь: «Подумаешь, пару бутылок пива в день и немножко виски и вина в шабат. Разве ж я алкоголик?», курить траву: «Все это делают», тратить деньги на никому не нужные вещи: «Такие скидки были! Когда-нибудь пригодится в хозяйстве». Короче, чтобы облегчить свое депрессивное состояние, люди впадают в самые разные зависимости, и их состояние не только не улучшается, но и становится еще тяжелее).

Если эти люди хотят спасти себя и семью, порочный круг необходимо разорвать, потому что иначе жертвами будут не только сами больные депрессией, но и их мужья, жены, дети. Т.е. люди, которые ни в чем не виноваты, но которым состояние их родных приносит массу страданий, даже если те честно приносят домой зарплату. Для этого нужно набраться огромной смелости и решиться сказать себе: «У меня есть проблема», а затем обратиться к врачу для решения этой проблемы. А дальше — существуют различные способы лечить депрессию: традиционная медицина, альтернативная медицина.

Но необходимо видеть в депрессии болезнь, а не психологическое расстройство. Думаю, если бы человек с камнями в желчном пузыре или мочеточнике валялся на диване с тяжелейшими болями и отказывался идти к врачу, потому что его «унижает» тот факт, что у него образовались камни, мы бы смотрели на него как на психически ненормального. Почему же депрессия (а это — тяжелейшая болезнь, которая, по мнению врачей, убивает в западном мире не меньше людей, чем онкологические заболевания, но является излечимой), остается по-прежнему темой, о которой мы молчим вместо того, чтобы помочь себе или больным родственникам?

С пожеланием рефуат а-нэфеш у-рэфуат а-гуф лэ-холь холэй амо исраэль (душевного и физического исцеления всем больным народа Израиля), Ципора Харитан