Не довольствуйтесь критическими замечаниями по адресу ребенка. Юному «нарушителю порядка» надо уделить внимание, объяснив, в чем именно он оказался неправ.

Определяя суть Торы, мудрец Тиллель сказал: «То, что ненавистно тебе, не делай другим», — так высоко

ценит еврейская традиция внимание, чуткость к другим людям, сострадание и уважение. Относиться к людям внимательно — значит рассматривать их эмоциональное благополучие как их собственность [которой запрещено наносить ущерб]; такая позиция должна быть основой всех наших отношений с другими людьми. Когда наши мудрецы определяют идеального человека, того, кто своим примером привлекает других к Торе, они имеют в виду только два качества, которые отражают внимательное отношение такого человека к людям: «Его поступки заслуживают доверия, и мягко говорит он с людьми»18.

Уроки внимательного отношения к людям, как и многих других качеств характера, начинаются дома. Для этого родители должны не только говорить детям, как правильно вести себя с окружающими, но и показывать им личный пример в отношениях друг к другу и к детям. К примеру, если ребенок учится при свете в комнате, где его сестра хочет спать, то родители не должны бездумно выражать недовольство: «Почему ты не выключаешь свет — разве не видишь, что твоя сестра хочет спать!» Вместо этого они должны мягко сказать: «Твоей сестре нужно спать. Не пойти ли тебе заниматься в другую комнату?» Так же спокойно нужно реагировать на невнимательное отношение вне дома. Ребенку, который прорывается вперед в автобус, следует сказать: «Дай людям из очереди пройти первыми — они же пришли раньше нас».

ОБУЧЕНИЕ ВНИМАНИЮ

Возврат вещей. Дети часто небрежно относятся к тому, чтобы возвращать вещи на место. Хотя это может быть очень неудобно для родителей, они могут эффективнее справиться с этой проблемой, если научатся контролировать свое раздражение. К примеру, папа обнаруживает, что из его ящика для инструментов что-то пропало. Вместо того, чтобы сердито кричать: «Кто взял мои инструменты? Неужели люди не могут класть на место то, что они берут?», он должен тихо спросить каждого из детей: «Ты не видел мои инструменты?» И когда ребенок возвратит то, что одолжил, ему можно сказать: «Ты, наверное, забыл положить их на место. В следующий раз, пожалуйста, постарайся не забывать». В подходящее время отец может обсудить с ребенком важность возвращения взятых вещей, объяснив, что если этого не делают, то владелец вещи переживает, тратит время и силы. Если это уместно, стоит также напомнить ребенку, что прежде, чем брать, следует попросить разрешения. Так, не показывая личного раздражения, отец может с успехом обратить внимание ребенка на важный урок: наша небрежность может причинить другим людям ущерб.

А если дети все-таки не кладут вещи на место, им можно не разрешить ими пользоваться. К примеру, если ребенок в третий раз не положил обратно какой-либо инструмент отца, уместно сказать: «Мне очень жаль, но я вынужден на какое-то время запретить тебе это брать. Вот уже третий раз, как ты забываешь это вернуть». А если он снова берет, его следует наказать.

Одна мать, у которой все время пропадали из кухонного ящика ее ножницы, несмотря на то, что у каждого из детей были собственные, попыталась привязать на ножницы объявление: «Пожалуйста, возвращайте их на место после использования». А когда это не помогло, она поменяла записку: «Это нельзя выносить из кухни». После этого ножницы оставались на месте.

Приведение в порядок. Еще одна причина, вызывающая у родителей (особенно у матери) большие неудобства, — беспорядок, который оставляют после себя дети. Вместо того, чтобы с раздражением думать «Они не должны так накидывать!», родителям лучше сосредоточиться на том, как исправить эту ситуацию. Например, ребенку, который пролил на письменный стол молоко, можно спокойно дать тряпку и попросить его вытереть. Если он сначала хочет доесть бутерброд, который себе приготовил, ему следует мягко сказать: «Пожалуйста, сделай это сейчас, так я не могу работать на столе».

А дети, которым приходится есть отдельно, а не вместе со всеми, должны за собой убирать со стола. Но иногда они забывают это сделать; если так, нужно их спокойно подозвать и сказать: «Ты забыл вытереть стол». С другой стороны, родителям тоже не нужно быть слишком придирчивыми. Им не следует убирать за детьми, но иногда нужно смотреть на все чуть-чуть сквозь пальцы.

Детально проблемы беспорядка и чистоты разобраны в следующей главе.

Понимание нужд родителей. Детей важно научить, что родители нуждаются не только в чистом, убранном доме. Если мать требует тишины и покоя или возможности сделать свою работу без того, чтобы дети крутились под ногами, нет ничего плохого в том, чтобы спокойно и мягко объяснить это детям. К примеру: «Дети, мне нужно немного времени, чтобы разобраться со стиркой и приготовить ужин, — пожалуйста, поиграйте пока в вашей комнате»; «Мне нужно сейчас сделать эту работу — потом, когда я закончу, я к вам подойду».

У матери может болеть голова или она устала после бессонной ночи с малышом. В таком случае ей будет трудно сохранять спокойствие в разговоре с детьми, и лучше всего просто сказать: «Дети, у меня сильно болит голова, вам нужно на некоторое время оставить меня одну», и этого будет достаточно.

Особенно важно оставаться спокойными с детьми, когда в доме напряженная ситуация, например в Эрев Шабат или перед Песахом. Если дети постоянно приходят в кухню, чтобы что-то выпить или взять лакомство, вежливо, но категорически установите правило, что в это время так нельзя делать. Или отнесите им в комнату яблоки и воду. Естественно, старшие дети должны быть на кухне, чтобы помогать, за исключением одного, который присматривает за младшими или уводит их погулять. А если мать заканчивает приготовление еды заблаговременно до зажигания свеч в канун субботы и хочет, чтобы дети не заходили в кухню и там было чисто, она может поместить на дверях кухни знак: «КУХНЯ ЗАКРЫТА ДО НАСТУПЛЕНИЯ СУББОТЫ».

Часто у родителей есть трудности с детьми, которые мешают им по ночам, приходя к ним в кровать или требуя попить и поесть. Главное здесь с самого начала сохранять твердость и не позволять детям входить в нашу комнату и, конечно, в кровать. Мы должны объяснить детям, что запрещено будить родителей, если нет очень важной причины. И стоит обсудить с детьми, что важно и что нет. В течение этого периода приучения иногда может быть необходимо отвести ребенка обратно в его комнату и строго уложить в кровать.

Если у детей возникла привычка мешать родителям ночью, с этим следует справиться. Замок на двери не даст детям войти. А если они настаивают, стуча в дверь и устраивая шум, то нужно воспользоваться разными стимулами, чтобы отучить их от этой привычки. Скажите им вечером, что утром их ожидает сюрприз, если они не будут беспокоить вас ночью. Это должен быть какой-то маленький сюрприз, например несколько орешков или особенная каша на завтрак.

Проблему ночного питья можно разрешить, поставив ребенку у кровати накрытую чашку с водой. Но еду ночью не нужно давать.

Визиты и телефонные разговоры. Сколько может мать без перерыва разговаривать с кем-то по телефону в то время, когда с ней хочет поговорить ее ребенок? Многие матери чувствуют свою неправоту, боясь, что обижают детей, не обращая на них внимание в это время. А дети, в свою очередь, хорошо это чувствуют и используют внутренний материнский конфликт, заставляя ее переживать бесконечными попытками привлечь ее внимание.

Но не обязательно быть в конфликте. Детям не нужно постоянное внимание и они вполне могут обойтись без него удивительно долгое время в зависимости от того, что мы от них ожидаем. Помните, что уступая и прерывая разговор всякий раз, чтобы уделить ребенку внимание, мы только закрепляем его поведение. И не прекращайте разговор, чтобы повторять ребенку «Ты мешаешь», потому что это приводит к тому же результату.

Детей нужно научить не мешать нам беседовать со взрослыми. Когда мы где-нибудь, гуляя с ребенком, встречаем знакомую, вежливо скажите: «Дай мне поговорить несколько минут с моей подругой». А когда приходит гость, предупредите, что будете некоторое время с ним заняты. Если ребенок подходит что-то сказать, объясните: «Извини, я сейчас разговариваю» или спросите: «Это очень важно или может подождать?»

Конечно, стоит уделить ребенку чуточку внимания, чтобы уверить его, что мы не забыли о нем. И когда он подходит что-нибудь сказать, ущипнуть его за щеку, на минутку остановиться, улыбнуться ему или кивнуть — и этого ему уже достаточно. И лучше иногда выбирать се-кундочку и обращать на него внимание.

Если же ребенок всегда прерывает нас, когда приходят гости, тогда ему нужна специальная начальная тренировка. Он будет стараться привлечь ваше внимание во время разговора; но вы должны продолжать, уделяя ему только мимолетные знаки внимания. Если он плачет и выглядит очень несчастным, вы можете взять его на руки, чтобы утешить, но продолжайте спокойно беседу. Такие комментарии, как «Он никогда не дает мне ни минуты покоя», нельзя употреблять и не спрашивайте его: «Ты не мог бы хоть ненадолго оставить нас в покое?»

Проблему представляет и телефон. Разница только в том, что гостя ребенок видит, а вашего собеседника нет, поэтому он меньше сознает, что прерывает вас. Лучше остановиться на миг в разговоре и сказать ему: «Пожалуйста, подожди несколько минут — я говорю по телефону» или просто «Я сейчас разговариваю». Не спорьте с ним. Детям следует сказать, что прерывать телефонный разговор можно только по важной причине. Но нереально, чтобы ребенок ждал очень долго. И нет ничего плохого в том, чтобы сказать собеседнику: «Ну, мне нужно заканчивать разговор — меня ждут дети». Некоторые матери на час в день или около того отключают телефон, чтобы выделить время специально для детей.