Как воспитывать детей, чтобы у них была вера в Б-га?

Без вопросов нет ответов.

Правило в учебе.

Всем известно, что дети — страшные «почемучки», что они любят задавать вопросы, которые касаются веры, Всевышнего, устройства мира. Спрашивая, они проявляют свое доверие к нам. И эти вопросы — самая классная, самая замечательная вещь для воспитания веры, которая только может быть.

Это благословение, если ребенок задает вопросы, любые. В том, что касается веры, — нет «нехороших» вопросов. Понятно, что дети задают вопросы по возрасту. Маленький ребенок спросит, кто сделал звезды. И это классная возможность рассказать ему о Всевышнем, но это надо делать с умом. Часто родители не отвечают, а отмахиваются.

«Кто все это сделал?»

Например, родители хотят воспитать ребенка верящим в Б-га. Ребенок спрашивает: «Кто сделал звезды?». «Всевышний», — отвечают ему. «Кто сделал небо?» — «Всевышний». «Кто сделал дом?» — «Всевышний». «Кто сделал море?» — «Отстань, я тебе уже сто раз это сказал — Всевышний!». После такого объяснения ребенок идет по улице, видит строящийся дом и говорит: «О, вот это Всевышний?»

Очень важно не перепутать, чего же я на самом деле хочу. Я хочу дать ему понять, кто же такой Всевышний, или я хочу отделаться от его вопросов и заняться своими делами. Если хочу сказать ребенку, что мир сотворил Всевышний, это не значит, что я должен сказать ему: «Дом сотворил Всевышний». И если подумаю, я найду способ объяснить ребенку различие между «Кто сделал звёзды?» и «Кто сделал дом?». Я могу сказать ему о том, что Всевышний дал людям возможность приобрести знания, необходимые для построения дома, благодаря которым архитекторы, проектировщики, инженеры смогли вначале нарисовать дом, составить чертежи каждой его части, а затем рабочие смогли воплотить это все в жизнь. Всевышний дал людям силы, при помощи которых они могут построить дом.

Это дерево выросло из зерна, из семени. Зерно вышло из прошлого дерева. А вот первое дерево было создано Всевышним.

«Где Всевышний?»

Или есть такой замечательный вопрос, все дети его задают: «А где Он вообще находится, этот Всевышний, почему я Его не вижу?».

Ответ на этот вопрос зависит от возраста ребенка. Рав Вольбе пишет, что очень важно ни в коем случае не сказать маленькому ребёнку: «На небе». У ребенка при таком ответе автоматически возникает следующий вопрос: «Что Он там делает?». На самом деле, это просто вариант ответа: «Дом строит Всевышний». У ребенка сразу возникает ассоциация — по небу летит самолет, а если там и Всевышний, как они не сталкиваются? И вообще, что это — небо, и что мы имеем в виду, когда говорим это слово. Рав Вольбе рекомендует ответ: «Везде». Всевышний везде и во всем. Есть такая детская песенка на иврите: «Б-г и здесь, и там, и Он со всех сторон».

Но если ребенок еще маленький и подвержен ночным страхам, ни в коем случае не следует говорить ему: «Он здесь, но ты Его не видишь». Для нас значение слова «везде» очевидно: если «везде», то здесь тоже. Для ребенка же это вовсе не очевидно. Везде — это знание. А если Он здесь, а ты Его не видишь, а потом тебя уложили спать и вышли из комнаты, а здесь Кто-то такой невидимый остался, поди знай, Кто, а ты еще маленький, а этот Невидимый здесь, и Он везде. И от Него невозможно спрятаться даже под одеяло.

Главная идея всего нашего воспитания — все, что касается Всевышнего, должно идти только на положительных ассоциациях.

«Почему есть боль и злодеи?»

Одна мама рассказала: «Когда у меня заболел младший ребенок, старший спрашивал, почему ему больно, он плачет, зачем Всевышний так сделал, что ему больно? Я ответила, что Всевышний хочет, чтобы он научился преодолевать трудности. Для него это был хороший ответ».

Вы знаете своего ребенка, вы чувствуете, как с ним надо поговорить, что ему надо сказать. Идея такая: ребенок должен быть уверен, что Б-г его любит, что Всевышний — это хорошо, это добро. С маленькими детьми вообще не говорим про наказание.

Мы уже обсуждали, как ответить, если ребенок задает вопрос, почему есть зло, воры, убийцы. Это замечательная возможность сообщить ребенку несколько вещей. Одна из них — что у каждого человека есть свобода выбора. И свобода выбора — это очень-очень важная тема, и нужно как можно раньше дать ребенку понять, что он выбирает, и эти люди, о которых он спрашивает, они тоже выбирают.

Всевышний дал им жизнь, Он дал им способности. Он дал им возможность выбирать хорошее или плохое, и они сами сделали свой выбор. Человек, к сожалению, может выбрать плохое. Но, к счастью, человек может исправиться.