Рав Цадок Хакоген объясняет, что два главных оружия йецер ара (плохих побуждений) — это неожиданность и лень

Рав Цадок Хакохен объясняет, что два главных оружия йецер ара (плохих побуждений) — это неожиданность и лень. Эти две проблемы имеют отношение к дисциплине [1].

Неожиданность и лень имеют отношение к мысли. Мы прилагаем недостаточно интеллектуальных сил в понимание наших детей, поэтому всякие неожиданности застают нас врасплох и выбивают из колеи. Мы реагируем сразу, инстинктивно, не думая, не анализируя, что случилось.

Размышление необходимо, а его так часто не хватает, на трех стадиях:

1. Понимание ситуации до того, как возникла проблема.

2. Реакция на проблему.

3. Постепенное развитие нашей реакции.

Возможно, Месилат яшарим («Путь праведных») [2] говорит об этом процессе в начале второй главы:

Бдительность подразумевает предусмотрительность в действиях и делах. Следует размышлять о своих действиях и делах и быть внимательными, чтобы оценивать, хороши они или нет. Иначе, не дай Б-г, вы предадите свою душу опасности разрушения и будете следовать за своими привычками, как слепой во тьме.

Теперь попробуем точнее перевести четыре слова:

лехитбонен

лефакеах

маасав

драхав

Этими четырьмя словами Месилат яшарим указывает, что требуется планировать в жизни и как это делать.

Хотя первое слово, лехитбонен, обычно переводят как «размышлять» (или «вдумываться»), его грамматическая структура требует более глубокого осмысления. Это возвратный глагол, означающий действие, которое вы совершаете по отношению к себе. Поэтому буквально оно означает «дать себе бина — понимание». А слово бина связано с боне (строить). Отсюда лехитбонен говорит о глубине понимания в себе, с помощью которого вы можете построить, создать новые аксиомы и можете научиться владеть новыми ситуациями или лучше справляться с прежними проблемами.

Такое размышление следует предпринять до того, как возникнут проблемы, чтобы они не застали вас врасплох.

Второе слово, лефакеах, означает «вынести на свет» или «раскрыть» [3].

Пикеах — это сообразительный человек, который может ухватить суть проблемы; сметливый — чувства которого настороже, готовы внимать всем важным стимулам. Поэтому «контролер» или «инспектор» называется мефакеах: он должен подмечать все вокруг.

Эти два глагола, лехитбонен и лефакеах, указывают на две стадии правильного планирования. Первая стадия — рассмотреть наличную ситуацию или проблему, чтобы понять ее основания и сформировать стратегию. Вторая стадия — лефакеах — правильно настроить стратегию, оценив предпочтительность каждой детали.

Третье слово, которое использует Месилат яшарим, — маасав — действия [4], которые предпринимают для осуществления планов.

И четвертое слово, драхав (его пути), относится к общему образу жизни [5]. Маасав аналогично шагам, то есть ступеням достижения конкретной цели, а драхав — общее направление жизни.

Итак, Месилат яшарим, видимо, обсуждает вышеупомянутые три фазы: до, во время и после появления проблемы.

Планирование и проектирование, когда выявляют потенциальные проблемы и обдумывают их решения, — это стадия лехитбонен. Затем идет стадия лефакеах, когда план анализируется в деталях. Только потом предпринимаются действия, маасав, и продолжают работу над далеко идущими планами, драхав.

Я цитирую моего учителя и рава, да будет благословенна память праведника: Когда вы планируете и осуществляете воспитание своего ребенка, продумайте, как ваш подход скажется на нем через двадцать лет.

Применяя педагогические принципы, которые мы учили, можно определить и разрешить дисциплинарные проблемы ребенка, пока он еще маленький. Это идеальное время наметить вопросы и потом проконсультироваться о них с раввинами и другими авторитетами. Лично я, когда возникает вопрос о моих собственных детях и требуется более объективное мнение, часто консультируюсь с другими людьми, но только после того, как сформулирую вопрос сам.

Короче, мы должны обеспечить наших детей временем и вниманием, которых они заслуживают. В конце концов, они наш самый большой «вклад» в жизнь. Если мы хотим, чтобы они выросли и стали счастливыми, преуспевающими людьми, в глазах Б-га и человека, мы должны оценить их нужды, как можно объективнее. А потом должны найти время, чтобы проконсультироваться с другими. Проблемы — часть воспитания на всех стадиях [6], но, с Б-жьей помощью, они не захватят нас врасплох, и мы найдем силы разрешить их.

Резюме

Дети — наше самое большое достояние. И мы должны вложить, по крайней мере, столько же планирования и интереса в их воспитание, как в любой другой из жизненных проектов.

Примечания

[1] Как пишет рав Цадок, главные хитрости побуждения ко злу — это (1) неожиданное событие, в результате которого дурное побуждение заставляет вас сразу забыть о запрете, когда сердце томит жажда, и так далее; и (2) «ослабление рук», то есть потеря желания, рвения. Леность наводит как бы дремоту, когда уходят понимание и память необходимые, чтобы думать и понимать (Ресисей лайла, раздел 38).

[2] Эта книга написана равом Моше Хаим Луццато (1701—1746).

[3]Мы встречаем слово мефакхин в трактате Йома, 8:7, где оно означает «вытащить его на свет». А Тиферет Исраэль в комментарии к этой мишне переводит это слово как «мы открываем».

[4] В более узком смысле, асия означает «завершение» до последней детали.

[5] Как Гаон из Вильно комментирует стих «Не иди по пути» (Мишлей, 1:15): Дерех относится к «широкой, мощеной дороге»

[6] Рав из Бриска (рав Ицхак Зеэв Соловейчик, 1889—1959) говорил, что растить детей без детских болезней невозможно, потому что так дети растут. А Ховот левавот указывает, что горести взращивания детей (цар гидуль баним), с другой стороны, относятся к хинуху (воспитанию).