Настоящая дисциплина исходит из желания ученика следовать за своим наставником, за его указаниями.

Мой отец указывал мне, что слово «дисциплина» происходит от «дисайпл» — ученик. Нужно не заставлять учиться, а пробудить стремление к знаниям. И настоящая дисциплина тоже исходит из желания ученика следовать за своим наставником, за его указаниями. Как писал Гаон из Вильно [1]: «Только мягкостью поддерживается учение» [2].

А рав Ицхак Гутнер, зц/л [3], отмечал [4], что уши воспринимают колебания звука, глаза — световые волны, а ум не может работать без удовольствия. Человек учит лишь то, что хочет, что приносит ему радость. И также наши мудрецы говорят, что каждый должен учить тот раздел Торы, который ему интереснее и приятнее всего. [5] Поэтому в утреннем благословении перед началом изучения Торы есть просьба: «И сделай слова Твоей Торы усладой в наших устах…» Этот принцип верен и по отношению к дисциплине и развитию ученика.

«Дисциплина», которая держится на запугивании, испарится, как только ученика освободят — или он сам себя освободит — от страха. Тогда выходят наружу неприязнь и желание бунтовать, и «ученик» начинает противиться самым простым и оправданным просьбам.

Также и Раши объясняет, что воздействовать на человека нужно не устрашением и насилием. В Торе сказано «взял» человека (как Авраам взял жену с ее родины в другую страну), и речь здесь идет не о насилии, которое в этой ситуации запрещено, а о том, что он убедил ее «красивыми словами»! [6]

Более того, «Алтер», реб Симха Зисель Зеэв пишет: [7]

Ученик должен знать о двух качествах своего учителя, и тогда он с радостью и охотой будет принимать его уроки. Первое — учитель мудрее его и лучше знает, что нужно ученику. И второе — его учитель изо всех сил (курсив мой) печется о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно. [8]

А что касается родителей, добавляет Алтер, [9] дети обычно ошибочно недостаточно любят отца, «полагая, что отец не вполне понимает, что хорошо для ребенка».

Иногда такое восприятие вызывает и более серьезные последствия, чем недостаток любви. Сегодня существует распространенная во всем мире болезнь, называемая «пропастью между поколениями». Дети ощущают отчужденность от родителей. Иногда детей заставляют делать престижную карьеру, потому что сами родители жаждут престижа. Как сказал мой учитель, желание родителей гордо заявить: «Мой сын — доктор», — это причина пропасти между поколениями». Когда дети чувствуют, что ожидания родителей, их советы и наставления отражают их, а не его главные интересы, это приводит к серьезным нарушениям отношений между родителями и детьми, далеко выходящими за рамки нарушений дисциплины.

Но если родители убедят ребенка, что они хотят только осуществления его главных нужд, то с возрастом будет расти и его любовь к ним. Например, если не соблюдающие традиции родители отдают ребенка в религиозную школу потому, что хотят для него самого лучшего образования, они не должны бояться, что в результате обучения он станет их меньше уважать. В любом случае, ребенок будет думать: «Мои родители заботятся обо мне и хотят для меня самого лучшего. Они знают жизнь и людей и достойны того, чтобы я обращался к ним за советом и выбрал их себе в руководители».

Резюме

Дисциплина исходит из желания ребенка следовать руководящим указаниям родителей. Она основана на том, что он понимает: родители его любят и хотят для него самого лучшего, их суждения здравы и ведут его прямо к успеху. Создавать основу для таких отношений и преодолевать все препятствия для их развития — это ключ к дисциплине.

Примечания

  1. Гаон из Вильно (1720-1797), рабейну Элия»гу, выдающийся мудрец и знаток всех разделов Торы, в том числе и кабалы.
  2. См. Игерет Агро.
  3. Рав Гутнер (1906—1981) был главой ешивы рабейну Хаима Берлина в Нью Йорке и одним из первых и ведущих распространителей Торы в Америке. Выдающийся механех (воспитатель), он оказал глубочайшее влияние на души своих учеников, воспитывая каждого из них в соответствии с его уникальными способностями.
  4. Пахад Ицхак, Шавуот, маамар 15: 6.
  5. Авода зара, 19а. См. также рабейну Йона к Мишлей, 2: 4.
  6. См. Раши к Брейшит, 2: 15, Бемидбар, 27: 18,22 и Дварим, 1: 15. См. также Кидушин, 22б.
  7. Рав Симха Зисель Зеэв (1824—1898), ведущий ученик рава Исраэля Салантера (1810-1883), известный в мире Торы как «Алтер из Кельма», города, где он основал свою знаменитую школу нравственного самосовершенствования.
  8. Хохма умусар, т.2, маамар 225.
  9. Там же.