Речь не только отражает личность человека, она формирует ее.

Речь отражает характер человека. Тот, кто разговаривает с людьми грубо, — грубиян. Кто постоянно критикует и осуждает других — желчный и недобрый человек; и наоборот, сдержанный, доброжелательный тон в беседе свидетельствует о ровном, мягком и добродушном характере. Речь не только отражает личность человека, она формирует ее. Когда человек намеренно избегает грубых слов, он чувствует себя спокойнее и реже теряет самообладание. Когда он заставляет себя говорить о других лишь хорошее, он привыкает и думать о людях доброжелательно и т.д.

Когда родители учат ребенка следить за своей речью, они не только берегут его душу, как чистый сосуд, постепенно наполняющийся святостью. Они наделяют его способностью чувствовать удовлетворение и радость в повседневной, будничной жизни. Они помогают ребенку совершать словом и поступком кидуш Ашвм — освящать Имя Всевышнего: дети станут чуткими и внимательными собеседниками и свой дар общения обратят во благо для людей. И сами они выиграют от умения следить за своей речью, обеспечивая себе жизнь в мире и согласии с близкими.

Понятно, что и в этом пример детям подают родители. «То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома»33. Родители, которые повышают голос, употребляют грубые выражения, унижают людей, критикуют других,— растят детей, подобных себе. Но, к сожалению, случается, что у родителей с утонченной речью дети повышают голос, грубо выражаются, дурно отзываются о других и т.п. Они схватывают это у других детей и потом проверяют, как эти слова подействуют на родителей. В таких случаях детей необходимо одергивать, указывая при этом, что грубая речь не приличествует еврейским детям. Одни усвоят этот урок довольно быстро, а другим потребуется много времени и разнообразные воспитательные приемы.

Очень важно научить ребенка выражать свои чувства в сдержанной, не оскорбительной для других форме. В гневе человек способен совершить много прегрешений34. Он может нарушить запрет причинять словами боль, может дурно отзываться о других, произносить бранные слова и т.д. Родители не разлюбят своего ребенка, даже если тот груб и невоспитан. Но будет ли его любить так же сильно будущий супруг, друзья, сослуживцы, соседи? Если люди хотят сохранить мир в своем доме, они должны владеть искусством общения. Прививая детям это умение, родители избавляют их от многих проблем в будущем.

Родители не должны терпеть в доме грубые слова. Когда ребенок по какой-то причине разгневан, нельзя позволять ему срывать свой гнев на других. Его необходимо обучать правильному выражению эмоций. Дети вообще легко возбудимы и склонны к истерии, поэтому в раздражении их естественная реакция может быть очень интенсивной. Требуются годы терпеливой работы, чтобы на-учить детей разговаривать спокойно, даже когда они огорчены, приучить их быть осторожными в выборе слов, избегать проступков, вызванных грубой речью. Эта тренировка применима ко всем напряженным эмоциональным состояниям, включая грусть и радость.

Пример 1 Неправильно:

Ребенок: Я не думал, что будет такая трудная контрольная. Столько готовился — и все напрасно. Если получу плохую оценку, выброшусь из окна!

Мать: Я уверена, что ты справился с работой. Подождем — увидим.

Правильно:

Ребенок: Я не думал, что будет такая трудная контрольная. Столько готовился — и все напрасно. Если получу плохую оценку, выброшусь из окна!

Мать: Мне очень жаль, что контрольная оказалась такой трудной. Но, как бы то ни было, евреям запрещено высказывать такие мрачные, разрушительные мысли. Пожалуйста, повтори все сначала — но без последней части.

Комментарий

Когда ребенок употребляет слова, выражающие гнев и отчаяние, его следует тут же остановить и поправить. Слова влияют на настроение, поэтому мрачные, безрадостные высказывания не только не помогают нам, но и просто вредят. Даже если очевидно, что ребенок не имеет в виду то, что говорит («Я тебе голову оторву», «Я тебя убью!», «Я ненавижу тебя» и т.д.), важно полностью искоренить привычку употреблять такие выражения. Если замечаний недостаточно, ребенка следует наказывать каждый раз, когда он произносит эти слова (или, что предпочтительнее, награждать, когда он выражается подобающим образом).

Неприемлемы и выражения типа «Заткнись», к которым дети так склонны. Многие пробуют употреблять их дома, но попытки прекращаются, если встречают должный отпор. Еврейским детям не приличествует обзывать друг друга, давать обидные клички и прозвища. Необходимо научить детей обходиться без этих выражений. Когда ребенок называет своего брата «свиньей», родители не должны молчать: «Если тебе не нравится, как твой брат ест, просто скажи ему, что именно тебе не нравится. В нашем доме нельзя произносить такие слова».

Для выражения наших мыслей всегда можно найти добрые, хорошие слова. Ребенка надо учить этому, едва он начинает говорить.

Пример 2 Неправильно:

Ребенок: АШЕР! СЕЙЧАС ЖЕ ПОЛОЖИ КОРОБКУ С ПЕЧЕНЬЕМ НА МЕСТО!

Мать: Спасибо, что присматриваешь за братом, Басси.

Правильно:

Ребенок: АШЕР! СЕЙЧАС ЖЕ ПОЛОЖИ КОРОБКУ С ПЕЧЕНЬЕМ НА МЕСТО!

Мать: Спасибо, что присматриваешь за братом, Басси. Но в следующий раз обратись к нему спокойнее, даже если хочешь сделать замечание. Совсем не обязательно кричать.

Вспомни рассказ о Гилеле. Как-то раз он возвращался в свой город, и вдруг откуда-то раздались душераздирающие крики. Все его попутчики забеспокоились: не случилось ли чего у них в доме! Все — кроме Гилеля. Кто-то спросил его: «Разве ты не волнуешься за своих родных? Ты уверен, что у тебя в доме ничего не случилось?» Гилель ответил: «В нашей семье никто никогда не повышает голоса. Я знаю, крики раздаются не из моего дома “. Давай постараемся, чтобы и у нас было, как в доме Гилеля, хорошо?

Комментарий

Научить ребенка быть спокойным и сдержанным в словах и поступках значит наградить его бесценным даром. Человек, привыкший говорить спокойно, не подвержен гневу34. Это само по себе — неоценимая помощь в жизни, облегчающая путь к успеху и радости. Умение владеть собой, сдержанность в речи сохраняются и в зрелом возрасте, увеличивая шансы человека на счастливую супружескую жизнь. Крик в доме причиняет боль всем членам семьи; а когда ребенок растет в спокойной обстановке, он уже в детстве приобретает способность сохранять мир в семье.

Тот, кто хочет привить ребенку культуру речи, должен сам быть безупречен в этом отношении. Если вы повышаете голос, чтобы довести до сведения домашних самые простые вещи, как научить ребенка не делать этого? Тон разговора подсознательно подхватывается и усваивается детьми, в этом случае родительский пример является достаточным средством воздействия. Дети имитируют жесты, мимику и особенности речи родителей. Часто случается, что приемные дети становятся похожи на своих приемных родителей. Люди нередко путают голоса детей и родителей по телефону из-за сходства интонаций. Если вы замечаете, что тон ребенка стал резким, проверьте собственную речь: не встречаются ли в ней неприятные нотки? Хорошо бы вашему ребенку впредь никогда таких интонаций не слышать но в любом случае неуважительное обращение следует прерывать словами: “Пожалуйста, обратись снова, но в другой форме”. Если крик продолжается, можно прибегнуть к обычной системе “наград и наказаний”.

Пример 3 Неправильно:

Ребенок: У Хави сегодня неприятности: она разговаривала в классе.

Мать: Какие неприятности?

Правильно:

Ребенок: У Хави сегодня неприятности: она разговаривала в классе.

Мать: У тебя есть причина, чтобы говорить мне об этом?

Комментарий

Лашон ара — распространенный порок, который пытаются побороть в себе многие взрослые. Что и говорить, обсуждать чужие недостатки и проступки — занятие очень увлекательное, дающее ощущение собственного превосходства. Однако это — серьезный грех, и искоренять привычку к злословию лучше с самого детства.

Прежде всего детей следует ознакомить с законами, объяснив, какой вред наносит лашон ара и тому, о ком говорят, и тому, кто говорит, и тому, кто слушает. Далее родители могут обратиться к естественной чувствительности ребенка. Ведь говорить о ком-то плохо — это отнять у выслушавшего дурной отзыв удовольствие от общения с этим человеком, т.е. лишить его какой-то радости. “Когда ты мне рассказываешь что-то нехорошее о Хави, это заставляет меня меньше любить ее. Мне уже не так приятно думать о ней, как раньше. Получается, что ты отнимаешь у меня какую-то радость в жизни”. Большинству детей не хочется лишать родителей радости.

Другой путь, основанный на чувствительности ребенка,

— это объяснить ему, что, дурно отзываясь о людях, он говорит плохо о своих собственных “братьях и сестрах”

— детях Всевышнего. Ашему не нравится, когда критикуют Его детей. И даже если то, что говорят, — правда, Ашем “огорчается”, если слышит такое.

Мать в “правильном” диалоге не поддерживает разговора о другой девочке, но одновременно проверяет, не хочет ли ребенок связать эту информацию с собственными неприятностями. Дети часто начинают “ходить вокруг да около”, если не решаются заговорить о своих проблемах. На самом деле может оказаться, что девочка хочет рассказать о себе, но начинает рассказ издалека — с подруги, чтобы подготовить необходимый переход. Вместо того, чтобы резко прекратить разговор — «Это лашон ара, я не хочу его слушать,” — мать спрашивает ребенка, нужно ли ей слушать об этом по какой-нибудь причине, т.е. предлагает ребенку либо говорить по существу, либо не говорить совсем. Помогая ребенку следить за чистотой речи в детстве, родители учат его жить по законам Торы, способствуя его духовному и эмоциональному росту.

. 33 Сукка 566.

34 Мишлей 29:22.

35 Игерет аРамбан.