Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как воспитать в сыне умение не идти на поводу у других?

Темы: Воспитание детей, Школа, Ита Минкина, Подростковый период, Отношения со сверстниками

Здравствуйте. Большое спасибо, что вы есть. Мне ваша служба очень помогает. Хочу спросить, как воспитать в сыне умение не пойти на поводу у других.

Мальчик умный, хороший ученик, довольно популярный среди сверстников. Просто винтика не хватает. Знает, что какое-то дело плохо или не подходит, но за компанию идет. То же самое — с друзьями. Близкого друга у него нет. Тех, с кем он общается, он сам не очень-то уважает. Хорошие ребята были бы рады с ним дружить, но сыну с ними скучно. Ну, или просто как-то некомфортно. Ему 13 лет. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемая N.,

Очень многие родители задают этот вопрос: как воспитать в детях умение не идти на поводу у других?

Наверное, ответ покажется Вам абсурдным, но... Я бы посоветовала для начала посоветоваться с сыном о разных вопросах, вызывающих у ВАС сомнение. Аргументируя это тем, что Вы полагаетесь на его суждение и здравый смысл.

Это не должно быть внезапно, иначе он что-нибудь заподозрит и решит, что Вы над ним насмехаетесь. Нет, это должно быть искренне и начинаться с мелочей и как бы между делом. Не делать из этого серьезного разговора, а как бы «между прочим». И потом на следующий день — тоже «между прочим» — сказать, что Вы думали над его словами и что он прав.

  • На первом этапе это могут быть вопросы из каких угодно областей: от шансов какой-то спортивной команды на победу до рассуждений, стоит ли вставлять двойные рамы. Но это, конечно, должны быть вопросы, по которым Вы не против принять его точку зрения — чтобы не разгорелась ссора.
  • На втором этапе: через неделю-две посоветуйтесь с ним о том, что у Вас происходит работе. О различных неоднозначных ситуациях. Что он думает? Как стоит поступить? И, опять же, скажите, что Вам интересна его точка зрения. Что у него наблюдательный ум.
  • Перестаньте говорить ему о его нерешительности и о том, что у него винтика не хватает и т. п. Он этому может легко поверить и потом, в тех ситуациях, когда идет на поводу у кого-то, говорить себе: «Ничего не поделаешь, это известно, у меня винтика не хватает...»
  • Идти на поводу, не сопротивляться — очень часто не только природа, но и воспитанная привычка. Поэтому важно, когда Вы дома просите его о чем-то или велите ему что-то сделать, дать ему возможность объяснить свой протест. Скажите: я понимаю это. Пауза. Давай придем к компромиссу. И примите вместе какой-то компромисс! Даже если вся эта игра словами кажется Вам просто потерей времени, это важно! Вы учите его самого, что нужно и стоит прислушиваться к его собственному мнению. И Вы ясно даете ему понять, что прислушиваетесь, что его мнение Вам небезразлично, оно Вас интересует. А если оно Вас интересует, оно начнет постепенно волновать и его самого.
  • Соглашайтесь с его мнением, если речь идет об отвлеченном вопросе, Вас никак не задевающем.
  • Если разговор идет о предмете, имеющем моральное или практическое значение, и Вы НЕ можете принять его точку зрения, скажите, что Вы ПОДУМАЛИ над его словами, но остаетесь при своем мнении.
  • Если есть возможность прийти к теоретическому или практическому компромиссу, используйте эту возможность.
  • Когда Вы на него давите, а он сопротивляется, остановитесь. Скажите: «Мне ВАЖНО ТВОЕ МНЕНИЕ. Давай попробуем договориться».
  • Через какое-то время скажите ему: «Я удивлялась раньше, что ты, человек с таким здравым смыслом и пытливым умом, принимал точку зрения тех ребят... Я не могла понять. Но сейчас вижу: ты другой. Ты вырос». И не комментируйте это никак. И не ждите от него никакого ответа. Дайте этим словам «впитаться».
  • Приводите ему примеры из своей жизни, как Вы или другие люди придерживались своих принципов или принятого решения, подчеркивая, как тяжело это было вначале, неимоверно тяжело. Обращайте его внимание на такие случаи в Вашей жизни. Например: «Подруга попросила меня об услуге, и мне было так тяжело отказать ей. Но мы уже договорились пойти с тобой. Мне было тогда неприятно и неловко отказывать ей, но я понимаю, что поступила правильно».

О хороших ребятах, с которыми ему скучно. Возможно, ему нравится времяпровождение с толикой риска, что-то необычное. Хорошие мальчики для него слишком «прилизанные», говорят и делают только то, что предписано.

Но можно найти толику риска или неожиданности в тех делах, которыми можно заниматься с хорошими ребятами. Это могут быть, например, некоторые виды спорта: гребля на каноэ, горнолыжный спорт, альпинизм. Не обязательно именно это, но что-то в этом роде, Вы поняли идею. Ему было бы хорошо встретить увлеченных чем-то ребят, не «скучных». Тогда ему было бы с ними интересно. Подумайте об этом...

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Я выросла, и на меня стали засматриваться...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Сын трех с половиной лет пошел в садик. Он бьет там всех детей и воспитательницу...

21 января, отвечает Ципора Харитан

Запрещено ли девушке смотреть на нескромные изображения?

20 января, отвечает Ита Минкин