Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истинным испытанием способности человека не сердиться является его поведение в кругу семьи»Раби Элияу Лупьян
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Пятилетний сын не слушается. Если розги давать, ожесточается, а если просто объяснить — не понимает...

Темы: Наказание, Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкина, Игры с родителями, Установление границ

Здравствуйте.

Подскажите, пожалуйста. У меня с моим 5-летним сыном непростые отношения. Он очень нервный и не хочет слушаться, к тому же очень активный. И я запуталась немного, я не знаю, как правильно его воспитывать.

Потому что не хочется и розги давать, он тогда ожесточается, мне кажется, и просто, когда ему объясняешь, он тоже не понимает. Он гнет свою линию — и все. С младшей та же история.

Спасибо. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемая N.,

Вы совершенно правы, когда пишете, что «не хочется и розги давать, он тогда ожесточается».

Мы, взрослые, часто забываем, что имеем дело с маленькими детьми. Напишите себе такую напоминалку на кухню: «Я имею дело с маленьким ребенком».

Что это означает? Это означает то, что мышление маленького ребенка отличается от мышления взрослого. Что логика иная, что законы взаимодействия другие. Со взрослыми мы привыкли думать, что, ЕСЛИ ДОСТУПНО И ЛОГИЧНО ОБЪЯСНИТЬ, ОНИ ПОЙМУТ (допустим, хотя это спорно). Но с маленькими детьми, особенно активными, особенно нервными, нетерпеливыми — это точно не работает.

Со взрослыми работает (негласное) правило: ЕСЛИ ЭТО ПОНЯТНО МНЕ, ЭТО БУДЕТ ПОНЯТНО И ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ (допустим, хотя и это спорно). С детьми — это не работает.

Со взрослыми: ЕСЛИ ЭТО БЫЛО НЕЛЬЗЯ ВЧЕРА, ЭТО БУДЕТ НЕЛЬЗЯ И СЕГОДНЯ. С детьми — не работает, они станут проверять снова и снова. И т. д., еще можно много примеров привести различий в мышлении.

Что работает с детьми? Помнить, что это дети.

  • Они понимают только то, что ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС (их не волнует, что вы расстроены из-за вчерашнего разговора с мамой. Вы грустны? Это сегодня — и только из-за них!)
  • ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ — ДЛЯ НИХ, РАДИ НИХ И ИЗ-ЗА НИХ (нет смысла объяснять).
  • ЕСЛИ ИМ НЕ ПОКАЗЫВАЮТ ЛЮБОВЬ, ТО ИХ НЕ ЛЮБЯТ.
  • ЕСЛИ К НИМ НЕТЕРПЕЛИВЫ И НЕДРУЖЕЛЮБНЫ, ТО ИХ НЕ ЛЮБЯТ.
  • Отсюда следующее правило: ЕСЛИ ИХ НЕ ЛЮБЯТ (в их понимании), ТО ОНИ НЕ БУДУТ В ЭТО ИГРАТЬ (не будут слушаться — в нашем понимании).
  • ТО, ЧТО НЕ ИГРА, — НЕ НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ.

С ДЕТЬМИ НАДО ИГРАТЬ! Это не значит, что надо сидеть целый день и строить что-то из Лего (хотя и это, но об этом ниже), но, если Вы видите, что они не слушают, нервны, нетерпеливы, значит квота доверия превышена, другими словами, Вы вышли у них из доверия и теперь надо это доверие заслужить… Нет смысла кричать, наказывать и объяснять. Вы сами видите, это ни к чему не приводит. Надо заслужить их доверие, показать им, что Вы можете стать частью их детской жизни.

  • Постарайтесь как можно меньше критиковать, указывать, поучать, раздражаться, кричать. Оставьте только самое необходимое. Мы часто раздражаемся и критикуем просто по привычке, по накатанному. Многое можно сказать тихо и спокойно, показать жестом, и многое можно проглотить — всякие мелочи, которые, если из-за них раздражаться, только усугубятся.
  • Составьте список: 1. Это я не разрешаю ни при каких обстоятельствах. 2. Это не разрешаю, смотря по обстоятельствам. 3. Это, в принципе, можно разрешить, но не разрешаю… по привычке.
  • То, что разрешаете, — разрешайте! Разрешайте сразу, с готовностью. Не доводите себя и детей, чтобы им не приходилось несколько раз спрашивать, вымаливать.
  • Если ребенку грустно, грустите вместе с ним. Не говорите: «А! Ерунда!» — пожалейте его и согласитесь с тем, что это — неприятно, грустно, жмет, давит, жарко, горячо, жжет и т. д.
  • Если ему весело, радуйтесь вместе с ним.
  • Играйте вместе в игры, которые детям нравятся, по их законам. Не старайтесь в это время их поучать, объяснять, руководить. Расслабьтесь. Дайте им и себе какое-то время, просто удовольствие побыть вместе, играть, смеяться, быть не строгой мамой, а товарищем по игре.
  • Чтобы привлечь их внимание и убедить делать то, что Вы от них хотите, «убеждайте» их любимых персонажей. Говорите словами из мультика, соответствующим голосом. Или, например, скажите: «Я — мама зайчиков, а вы — зайчики! Попрыгали на кухню ужинать!» (и прыгайте вместе). Вы не представляете, насколько легче станет ваша жизнь с детьми, если Вы будете придерживаться этого правила.
  • Иногда дурачьтесь с ними, не бойтесь показаться смешной. (Только не в присутствии пожилых родственников, они не поймут. Что поделаешь, им уже поздно меняться).
  • Если дети не слушаются, когда Вы что-то категорически запрещаете или когда Вы им что-то запретили в ответ на их просьбу, откажите спокойно и немногословно. Стойте на своем твердо, но без нотаций и раздражения
  • Читайте книги Ю. Гиппенрейтер и (особенно важно) книгу Фабер и Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».
  • Если Вы грустны или обижены на кого-то, знайте, что в этот день Вам будет тяжелее справиться с детьми. Поэтому, если не хотите, чтобы они росли нервными, сделайте что-то приятное для себя, чтобы улучшить настроение, чтобы выйти из этого состояния. И Вам будет легче, и с детьми — проще.
  • Если не получается, не падайте духом. Нет идеальных мам. Просто начните еще раз.

Желаю Вам удачи.

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Дети не хотят молиться дома, в том числе — произносить благословения после еды...

Вчера, отвечает Ита Минкин

На 9-ом месяце беременности у меня умер ребенок. Боль, злость и чувство вины становятся все сильнее...

21 июня, отвечает Ципора Харитан

Меня пугает мысль о новой работе: а вдруг не получится?!

20 июня, отвечает Лея Солганик