Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Чтение для детей, Внимание к ребенку, Развитие речи
Здравствуйте!
Количество функционально неграмотных — тех, кто в состоянии формально прочитать текст, но не способен понять его смысл и сделать правильные выводы, — увеличивается тем быстрее, чем более информационно сложным становится мир.
При этом, в современных условиях люди, которые не понимают инструкций, неверно интерпретируют предупреждения, не обращают внимания на важные детали, становятся настоящим источником опасности.
ВОПРОС 1. Что, по-вашему, такое функциональная безграмотность?
ВОПРОС 2. Как преодолеть функциональную безграмотность?
С уважением, Н.
Уважаемый Н.,
Не уверена, что мой ответ абсолютно «научный». Но как преподаватель и человек, который немало занимался тестированием детей с учебными проблемами, могу сказать одно: сегодня читают очень мало в нерелигиозном мире. Дети, в основном, смотрят фильмы, причем и это абсолютно пассивно. Т.е. никто с ними эти фильмы не обсуждает, не интересуется увиденным, а самое главное — дети сидят тихо, как загипнотизированные, перед экраном и никто не учит всматриваться в детали.
У религиозных детей в Израиле сегодня вместо кино есть бесконечные комиксы, которые являются «религиозной» заменой мультфильмов. Опять-таки, никакого нормального чтения при этом нет, ребенка не учат искать информацию в тексте, обращать внимание на отдельные слова и детали.
Школы подстроились под эту волну на самом низком общем знаменателе. Когда я была ученицей, для стопроцентного ответа ученик должен был дать так называемый «полный ответ», т.е., если тебя спрашивали, куда идет персонаж, ответить: «Персонаж идет туда-то и туда-то». А сегодня для отличной оценки достаточно назвать название населенного пункта, в который он идет. И это будет отличный ответ на экзамене на аттестат зрелости.
От инспекторов слышала: «Что делать, это дети, которые привыкли к языку SMS». Одним из самых трудных вопросов на аттестат по гуманитарным предметам считается прочесть отрывок текста и ответить на вопросы к нему. Обычно оценки крайне низкие.
Так что Вы правы, мы маршируем к массовой функциональной безграмотности, и, к сожалению, я не вижу, что можно сделать с этим в том виртуальном мире, в котором дети живут с младенческого возраста. Так как научиться читать — это работа, а детей от нее все больше и больше освобождают, не задумываясь над интеллектуальным вредом, которое это освобождение приносит.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ