Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Школа, Младшие школьники, Рав Ашер Кушнир
Мы живем в Германии. Сейчас у среднего сына встал вопрос о выборе школы. Выбор, мягко говоря, ограниченный.
По месту жительства он относится к школе, где учатся одни мусульмане, что влияет на школьную программу. Мы можем выбрать только ислам. Это обычная немецкая светская школа, но выбора там нет даже теоретически, т. к. не набирается класс изучающих что-то другое на уроках религии, кроме ислама, и это с 80-х годов. В школе этой также по моему впечатлению учителя не полностью контролируют ситуацию.
Мы стали искать и нашли частную школу, куда, как нам сказали, мальчика-еврея возьмут с удовольствием. Были там на собеседовании. Обстановка в школе, вроде, нормальная, много хороших специалистов, музыка и т. п. Однако насторожил такой момент. В этой школе учителя проводят обязательную литургию, где должны быть все школьники.
Я категорически против участия моего сына в такой литургии: мне непонятна эта конфессия и я к ней не отношусь. На это мне ответили, что на литургию у них ходят и иудеи, и мусульмане, и христиане и проблем никаких нет. Честно говоря, я в этой информации сомневаюсь, т. к. с моей точки зрения на какую-то непонятную литургию ходить верующие иудеи не могут никак. Да и зачем забивать ребенку голову какой-то непонятной информацией, тогда как эта конфессия для него точно — чужая?
Со школами сейчас в Германии очень сложно, я очень боюсь этого выбора и полагаю, что школа может всю жизнь испортить. Опции выбора домашнего обучения в Германии также нет.
Как лучше поступить? Менять место жительства, страну? Или для еврея нет проблем изучать в школе ислам и слушать литургию? Мне достаточно трудно вообразить, как я буду контролировать ситуацию с ребенком, если он будет получать не те идеи, которые я считаю допустимыми. Ситуация близка к безвыходной, в школу он пойдет в следующем году. Лена
Уважаемая Лена!
Вы описываете дилемму, перед которой оказывается большинство еврейских родителей, проживающих на земле Германии. Точнее, описываете трагедию.
Пример с литургией показателен. Ведь не просто так эти уроки введены, и не так безобидны увещевания воспитателей. Музыка, как известно, воспринимается непосредственно душой и не проходит критики разума. И то приятное, что мы слышим в детстве, вызывает положительные ассоциации, что может подсознательно повлиять в более позднем возрасте и заставить вернуться туда, где можно найти ту атмосферу — литургии…
Но вопрос не только в духовной музыке и даже не в изучении ислама, а в том, посылать ли вообще еврейского ребёнка учиться в школу в Германии? Может, поначалу проблема не будет столь ощутима, но, когда ребенок приблизится к подростковому возрасту, его сильно потянет быть как все. И тогда у Вас уже не будет на него никакого влияния, и он станет как все…
Поэтому, если Вы уже спрашиваете и уже обеспокоены будущим сына, то очевидно: у Вас особого выбора нет и надо как можно быстрее переезжать.
Куда?
Предпочтительней туда, где евреи живут, в Израиль. Но если по каким-то расчётам Вам приходится остаться в Европе, то надо рассмотреть возможность проживания в тех городах, где есть необходимая инфраструктура еврейской жизни. Такие условия можно найти общинах Антверпена, Цюриха, Вены, Манчестера, Страсбурга, Лондона.
Дай Б-г нам всем сил и мудрости, чтобы делать правильный выбор.
С уважением, Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.