Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Пятилетний сын чрезмерно зависит от похвалы и не умеет проигрывать. Можно ли как-то ему помочь?

8 мая, темы: Воспитание детей, Поощрение, Поддержка, Дошкольники, Внимание к ребенку, Ита Минкина

Нашему старшему сыну 5 лет. Он чрезмерно зависит от похвалы, и нас с мужем это очень беспокоит. Когда он делает что-то, любую хорошую вещь, он просит, чтобы его обязательно похвалили — папа/мама/воспитательница и т.д. Он очень зависим от этого! (Конечно, похвала важна всем людям, но здесь это переходит всякие границы). Если вдруг не получилось сделать что-то хорошее/приятное, то он может устроить скандал — злиться и быть агрессивным. Он также не умеет «проигрывать» — когда соревнуется в чем-то с кем-то, всегда должен быть первым, иначе он бросает соревнование и теряет к нему всякий интерес! Он очень активный, жизнерадостный и любящий вести за собой ребёнок! Мы постоянно говорим, как любим его! И всегда оцениваем его поступки и хвалим — идеи, хесед, мицвот и т.д. — он действительно очень умный ребёнок и много помогает, и чаще всего есть много причин для похвалы! Мы боимся, что это может отражать его неуверенность в себе и недостаточную способность самому оценить свое поведение! Получается, его настроение всецело зависит от того, оценят то, что он сделал, или нет и ценит он не сам поступок, а именно факт получения за него похвалы! Стоит ли беспокоиться? Можно ли как-то помочь сыну или же баланс с возрастом восстановится сам собой? Заранее большое спасибо! N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемая N.,

Вы задаете замечательный вопрос. Конечно, хвалить хорошо и правильно, и нужно это делать. И, вместе с тем, похвала важна не только сама по себе, как положительная оценка, которая приятна любому человеку, но и как возможность для ребенка узнать что-то новое о себе или о других.

  • Например, Вы хвалите рисунок, говоря: «Когда я смотрю на море и кораблик, мне очень хочется оказаться возле моря». Или: «Мне так приятно смотреть — это напоминает наш прошлый отпуск». Так ребенок учится, что он, оказывается, своим рисунком повлиял на мамино настроение, что его творение может напоминать, навевать, радовать и т.д.
  • То есть, мы не повторяем только: «Молодец, как классно! Уау!» Мы говорим что-то о себе и своем мире — о своей реакции на его рисунок.
  • Вместо привычной похвалы можно подробно описать то, что ребенок сделал: «Смотри, как ты хорошо вытер тарелки и приборы, потом их разложил по ячейкам — ложки вместе, и ножи вместе, и вилки вместе — и вернул весь набор на место! Это и есть старательность». Теперь он знает о себе, что он старательный.
  • Если он показывает Вам работу, которую сделал, — вместо привычной похвалы поговорите с ним о его работе: «Что тебе самому больше всего в этом нравится? Что было легче всего нарисовать / сделать? Что — сложнее всего? Что приятнее всего? Что ты хочешь нарисовать потом? Завтра?»
  • Или: «Мне очень нравится синий цвет, которым ты покрасил небо. Обычно ведь красят голубым, а синий говорит о том, что уже вечер…» То есть, отметить элемент, который Вам показался особенно интересным, и обратить на него внимание, «расширить» его. Это не прямая похвала, а косвенная и поэтому — более эффективная.

О том, что он не умеет проигрывать, — здесь самым действенным является личный пример. Когда Вы с ним играете в какую-то игру и проигрываете, пожмите ему руку и скажите: «Поздравляю с победой». И сделайте это полностью серьезно, без сарказма. Пусть это превратится в ваш особый семейный ритуал — победителю пожимают руку. И предупредите сына в дружелюбной форме (без упоминания менее достойного поведения), что и когда Вы выиграете, тоже будете ждать, что он пожмет Вам руку и поздравит с победой.

Если он злится, когда что-то не получается… Тут сложно предложить патент, действующий «сразу и навсегда». СЛЕДУЕТ, ИСХОДЯ ИЗ ОБРАТНОГО, кропотливо выискивать те редкие случаи, когда он все-таки постарался и не бросил дело, даже если не получалось. И бурно хвалить: «Вот это мотивация!» Даже если он не знает, что такое «мотивация», — у Вас будет повод объяснить и подчеркнуть, что она у него есть. Или, например, целеустремленность. Или любое другое качество, неважно, главное — подчеркнуть этот момент.

Желаю вам с мужем много радости от сына.

С уважением, Ита Минкина


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Семья

Муж не работает, живем у свекрови, которая меня унижает. Боюсь уйти и оставить ребенка без отца...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Муж в глубокой депрессии после смерти своего отца. Перестал со мной общаться, кричит, уходит...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Вопрос о любви земной. Есть ли в иудаизме понятие о суженых, предназначенных друг другу с рождения?

20 октября, отвечает Мирьям Климовская