Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Уж лучше душе выйти из тела, чем неправде из уст»Раби Рафаэль из Брезины
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Пятилетний сын чрезмерно зависит от похвалы и не умеет проигрывать. Можно ли как-то ему помочь?

8 мая, темы: Воспитание детей, Поощрение, Поддержка, Дошкольники, Внимание к ребенку, Ита Минкина

Нашему старшему сыну 5 лет. Он чрезмерно зависит от похвалы, и нас с мужем это очень беспокоит. Когда он делает что-то, любую хорошую вещь, он просит, чтобы его обязательно похвалили — папа/мама/воспитательница и т.д. Он очень зависим от этого! (Конечно, похвала важна всем людям, но здесь это переходит всякие границы). Если вдруг не получилось сделать что-то хорошее/приятное, то он может устроить скандал — злиться и быть агрессивным. Он также не умеет «проигрывать» — когда соревнуется в чем-то с кем-то, всегда должен быть первым, иначе он бросает соревнование и теряет к нему всякий интерес! Он очень активный, жизнерадостный и любящий вести за собой ребёнок! Мы постоянно говорим, как любим его! И всегда оцениваем его поступки и хвалим — идеи, хесед, мицвот и т.д. — он действительно очень умный ребёнок и много помогает, и чаще всего есть много причин для похвалы! Мы боимся, что это может отражать его неуверенность в себе и недостаточную способность самому оценить свое поведение! Получается, его настроение всецело зависит от того, оценят то, что он сделал, или нет и ценит он не сам поступок, а именно факт получения за него похвалы! Стоит ли беспокоиться? Можно ли как-то помочь сыну или же баланс с возрастом восстановится сам собой? Заранее большое спасибо! N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемая N.,

Вы задаете замечательный вопрос. Конечно, хвалить хорошо и правильно, и нужно это делать. И, вместе с тем, похвала важна не только сама по себе, как положительная оценка, которая приятна любому человеку, но и как возможность для ребенка узнать что-то новое о себе или о других.

  • Например, Вы хвалите рисунок, говоря: «Когда я смотрю на море и кораблик, мне очень хочется оказаться возле моря». Или: «Мне так приятно смотреть — это напоминает наш прошлый отпуск». Так ребенок учится, что он, оказывается, своим рисунком повлиял на мамино настроение, что его творение может напоминать, навевать, радовать и т.д.
  • То есть, мы не повторяем только: «Молодец, как классно! Уау!» Мы говорим что-то о себе и своем мире — о своей реакции на его рисунок.
  • Вместо привычной похвалы можно подробно описать то, что ребенок сделал: «Смотри, как ты хорошо вытер тарелки и приборы, потом их разложил по ячейкам — ложки вместе, и ножи вместе, и вилки вместе — и вернул весь набор на место! Это и есть старательность». Теперь он знает о себе, что он старательный.
  • Если он показывает Вам работу, которую сделал, — вместо привычной похвалы поговорите с ним о его работе: «Что тебе самому больше всего в этом нравится? Что было легче всего нарисовать / сделать? Что — сложнее всего? Что приятнее всего? Что ты хочешь нарисовать потом? Завтра?»
  • Или: «Мне очень нравится синий цвет, которым ты покрасил небо. Обычно ведь красят голубым, а синий говорит о том, что уже вечер…» То есть, отметить элемент, который Вам показался особенно интересным, и обратить на него внимание, «расширить» его. Это не прямая похвала, а косвенная и поэтому — более эффективная.

О том, что он не умеет проигрывать, — здесь самым действенным является личный пример. Когда Вы с ним играете в какую-то игру и проигрываете, пожмите ему руку и скажите: «Поздравляю с победой». И сделайте это полностью серьезно, без сарказма. Пусть это превратится в ваш особый семейный ритуал — победителю пожимают руку. И предупредите сына в дружелюбной форме (без упоминания менее достойного поведения), что и когда Вы выиграете, тоже будете ждать, что он пожмет Вам руку и поздравит с победой.

Если он злится, когда что-то не получается… Тут сложно предложить патент, действующий «сразу и навсегда». СЛЕДУЕТ, ИСХОДЯ ИЗ ОБРАТНОГО, кропотливо выискивать те редкие случаи, когда он все-таки постарался и не бросил дело, даже если не получалось. И бурно хвалить: «Вот это мотивация!» Даже если он не знает, что такое «мотивация», — у Вас будет повод объяснить и подчеркнуть, что она у него есть. Или, например, целеустремленность. Или любое другое качество, неважно, главное — подчеркнуть этот момент.

Желаю вам с мужем много радости от сына.

С уважением, Ита Минкина


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Семья

Сыну год и три месяца. Когда отдыхаю или учусь, меня мучает вина за то, что я с ним не играю...

Вчера, отвечает Ита Минкин

Дочь-первоклассница очень медленно собирается по утрам в школу. И бывает жестока с другими детьми...

26 июня, отвечает Ципора Харитан

Нельзя даже прикасаться к будущему мужу... но почему? Если обоим ясно, что они поженятся?

25 июня, отвечает Лея Солганик