Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

У меня вопрос о десятилетней дочери, которая любит задавать вопросы...

2 апреля, темы: Воспитание детей, Внимание к ребенку, Ита Минкина, Младшие школьники, Игры с родителями

Добрый день, многоуважаемые рабоним! У меня пойдет вопрос о моей десятилетней дочери, которая любит задавать вопросы. Причем они иногда бывают настолько неординарные, что порой нечего ответить. Иногда просто не знаешь, как реагировать на поток таких вопросов. Для начала хочу сказать, что у нее есть задатки хорошего организатора. Она может проесть плешь, если нужно что-то сделать. Пока ты не сделаешь то, что от тебя требуется, она ровным счетом с тебя «не слезет». И это не обязательно в тех делах, которые ей надо. Она просто не может, если что-то не делается. Будет нудить, приставать, принесет тебе телефон, чтобы ты позвонил, если это требуется и т.д. Несмотря на то, что меня это иногда крайне раздражает (вероятно потому, что это и моя черта), я все-таки ценю в ней эти качества. Она может организовать игру. Быть при этом в центре внимания и добиться того, чтобы игра проходила по ее правилам и т.д. Для чего я это все рассказываю? Может быть, это поможет вам сформулировать правильно ответ и получить более широкую картину. Хотя, может, я и ошибаюсь. Но вернемся непосредственно к вопросам, которые она задает. Привожу пример: смотрим передачу с участием какого-нибудь артиста. Ее вопросы (каждые 2 минуты): «Пап, а он в студию на чем приехал? А когда он стал лысым? А какого цвета у него раньше волосы были? Пап, а у него дети есть? Мальчик или девочка? А где они учатся? А они сейчас тоже смотрят эту передачу? А что они ему говорили, когда он уезжал на передачу? А почему он сейчас так рукой дёрнул? А почему у него такой голос? А кем его жена работает? А какого цвета у нее волосы?» Или едем в транспорте: «Пап, а вот женщина там сидит у окна, почему у нее бордовые перчатки? А вон собака под сиденьем, она добрая? Почему она не лает?» Ну и так далее. К сожалению, не всегда есть силы воспринимать этот натиск бесконечных вопросов. В связи с этим возникли вопросы у меня: 1) Как расценивать этот бесконечный поток вопросов? 2) Как правильно отвечать, чтобы, с одной стороны, ее не отшить, а, с другой стороны, чтобы уменьшить кол-во задаваемых вопросов? 3) Из-за чего она вообще задает подобные вопросы? Это излишняя наблюдательность? Нежелание думать самой (в некоторых случаях)? Или просто — лишь бы спросить? Большое спасибо! С уважением, N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемый N.,

Замечательно, что Вы цените в дочери эти черты — умение задавать вопросы и целеустремленность при получении ответов на них, это говорит о живом, пытливом, активном уме. Она стремится познать этот мир и «включить Вас в свою игру» — и это намного увлекательнее, с ее точки зрения, чем, например, слушать монолог какого-то лысого артиста.

Так что расценивать это по большому счету нужно положительно. Именно у Вас она получает интересующую ее информацию о мире, не отходя от кассы, плюс внимание папы.

1. Если Вам мешают сами вопросы — в неудобное для Вас время, например, во время передачи или когда Вы куда-то торопитесь, то заранее (до начала передачи или уже по ходу дела) скажите ей просто: «Это здорово, что ты задаешь вопросы и т. д, и давай договоримся: задай мне еще два, самых важных для тебя, и после этого я хочу послушать передачу». И, если она все равно продолжает: «Послушай, мы договорились. После передачи у нас будет полчаса/10 минут, и я отвечу». Можно заранее, до передачи, дать ей лист бумаги, и пусть она записывает все приходящие ей в голову вопросы. Вы, увидев метраж списка, можете ответить на 5-8-10 из них по своему выбору. То есть выберите приемлемое для обеих сторон число, и за Вами выбор — на что отвечать, так как часть вопросов — это проявление потребности в игре, а не только любознательности.

2. Что касается самих вопросов. Начинайте перебрасывать мяч на ее сторону. То есть делайте так, чтобы игра шла на ее территории. Это не значит, что Вы уходите от ответа, нет — Вы приучаете ее мыслить и искать возможные варианты ответов. Это делает мышление гибким и изобретательным, что пригодится ей в жизни.

Например, вопрос: «Это собака добрая?»

Вы: «Как ты думаешь? По каким признакам можно определить, добрая ли собака? Как ты думаешь?»

Вопрос: «Пап, а он в студию на чем приехал?»

Вы: «Как ты думаешь, какой транспорт есть в их городе/стране?»

Вопрос: «А когда он стал лысым?»

Вы: «В каком возрасте люди становятся лысыми по твоим наблюдениям?» (В свои десять лет она может знать ответ на этот вопрос и попробовать высказать предположение).

Другой возможный вариант Вашей реакции — давать смешные ответы, особенно на те вопросы, которые ставят Вас в тупик. (Если она обижается потому, что ее действительно интересует ответ, возвращайтесь к игре № 2).

3. Игра «смешные ответы»:

— А какого цвета у него раньше волосы были?

— Зеленые.

— Пап, а у него дети есть?

— Не только дети, но даже пони и два кролика.

— А на чем он в студию приехал?

— На самокате.

И т.д.

С уважением и в восхищении неисчерпаемой любовью и терпением родителей, Ита Минкина

 


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Почему, когда смотрю на себя в зеркало, вижу немолодую, но красивую женщину, а на снимках — старую?

11 декабря, отвечает Хана Лернер

Восьмилетняя дочь гиперактивна, у нее проблемы в общении, а сейчас, кажется, начала воровать...

10 декабря, отвечает Ципора Харитан

Время идет, своего человека все нет. Жениться на «первой встречной», чтобы плодиться и размножаться?

8 декабря, отвечает Лея Солганик