Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Братья и сестры, Ита Минкина, Младшие школьники
Добрый день! Мы с супругом на одном дыхании слушали ваши лекции о воспитании и об отношениях. Они великолепны! Суть, подача, юмор — высший пилотаж. Но вот вопрос, теперь у нас двое детей, разница 3,5 года, интересы, соответственно, разные. Старший может многое, а младший еще не может, но уже очень хочет! И конфликты получаются на ровном месте, и с завидной частотой. Мы с супругом — единственные дети в семье и не знаем, как правильно воспитывать двух детей. А в ваших лекциях тоже упор на воспитание одного конкретного ребенка. Но ведь в еврейских семьях детей в большинстве случаев больше одного. Посоветуйте, что почитать, послушать. Думаю, эти советы будут актуальны для многих. С благодарностью, Н.
Уважаемая Н.!
Ваш вопрос был, есть и будет всегда актуален для родителей более чем одного ребенка, которые сами являются единственными детьми и не привыкли к реалиям сосуществования братьев-сестер. Это, хотя и непривычно многим родителям в постсоветской жизни, является нормальной и здоровой базой развития ребенка. Однако порой ставит родителей в тупик…
Дети отрабатывают свои социальные навыки, им приходится смиряться с тем, что не все люди на свете хотят того же, чего хотят они (что не всегда само собой понятно нам — детям единственным), им приходится считаться с мнениями, чувствами и потребностями других людей, находящихся с ними на одном уровне приоритетов (не родители и дедушки-бабушки, а брат-сестра или братья-сестры). Понятно, что сами собой эти важные жизненные знания не образуются, а приобретаются путем ссор и конфликтов. Смотрите на конфликты как на неизбежный этап социального развития, и пусть вас утешает мысль, что среди ссорившихся в детстве братьев-сестер больше преданных друг другу и отзывчивых людей, чем среди тех, которые были настолько холодны к друг другу уже в детстве, что даже не ссорились…
Поскольку в Вашем письме не указан возраст детей (скорее всего он дошкольный или младший школьный), трудно дать какие-то конкретные рекомендации, но можно посоветовать почитать замечательные книги Адель Фабер и Элейн Майзлиш, которые уже помогли многим родителям разобраться и выработать правильное отношение к детским конфликтам, — это «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» (изд-во Эксмо) и «Siblings Without Rivalry».
Желаю вам успехов и терпения в этой непростой сфере.
С уважением, Ита Минкина
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ