Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Ребенок ждет окончания субботы, когда можно будет вернуться к привычным занятиям...

12 марта 2015 года, темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Шаббат, Внимание к ребенку, Ита Минкина, Внутренний мир, Онег Шаббат

Здравствуйте!!! У меня вопрос, как, скажем так, заинтересовать детей в соблюдении Шаббата? Я чувствую, что что-то упускаю в этом вопросе… но ситуация такова, что в остальные дни многое (включая компьютер) можно, а вот в Шаббат нет. Я поясню: просто ребенок ждет окончания Шаббата, когда можно будет вернуться к привычным занятиям. Заранее спасибо за ответ. С уважением, Н.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Уважаемая Н.!

Вы задаете очень важный и актуальный для многих родителей вопрос. Ответ, конечно, зависит от возраста ребенка, от того, есть ли еще дети в семье и т.д., но можно попытаться, с Б-жьей помощью, дать общий ответ.

В самом деле, для ребенка удовольствие от привычных занятий может быть очевиднее, чем наслаждение субботой: суббота, хотя и наполнена приятными для детей физическими удовольствиями, по большому счету — радость духовная. И, чтобы вполне насладиться субботой, надо обладать тонкой духовной организацией. Даже не ко всем взрослым это сразу приходит, тем более — к детям. Вы правы, для этого надо прилагать специальные усилия.

Самое главное — это не показывать свое неудовольствие, когда замечаете, что ребенок ждет окончания субботы. Если родители хмурятся, они этим как бы «ставят» субботу и себя в конфронтацию с привычными для ребенка развлечениями. А тяга к развлечениям, которые сулят немедленное удовольствие, пересилит…

Второе: цель — это не заставить ребенка полюбить субботу, а добиться того, чтобы он полюбил себя в субботе. Что это значит? Превратить субботу в удовольствие, которого не сулят будни. Тут многое зависит от ребенка и его пристрастий, но в общих чертах. (Надо оговориться, что при всем этом он может по-прежнему ждать исхода субботы, чтобы включить компьютер. Относитесь к этому спокойно: Вы свою задачу выполняете, и теперь остается только молиться, чтобы в его сердце росла любовь к субботе).

  • Поговорите открыто с ребенком, что он предпочел бы в качестве любимого занятия, что-то, что интересно ему именно в субботу. Скажите: «Шабат — это особенный день, давай вместе подумаем, как можно его украсить». Сначала запишите все его предложения, даже те, что кажутся Вам неприемлемыми (спокойствие, только спокойствие), а потом вместе выберете то, что нравится вам обоим. (Предупредите его заранее, что вы записываете все, а применяете потом выборочно).
  • Очень важно как можно меньше восклицать: «Это нельзя! Это в субботу запрещено!». А мягко, мягко…
  • Начните рассказывать длинную увлекательную историю — в конце третьей трапезы… И прервите ее на интересном месте… А продолжение когда? Продолжение — на следующую субботу в конце третьей трапезы…
  • Дети как правило любят играть в разные игры с родителями. Общение, юмор и живую атмосферу совместной игры компьютер предложить не может… Наверняка у вас в доме есть игры для всей семьи, или можно приобрести. А в будние дни — у кого есть избыток времени — играть? Так суббота «выигрывает» еще одно очко))
  • Если условия позволяют, устраивайте совместные прогулки, заводите интересные разговоры, рассказывайте о себе, своем детстве что-то смешное, грустное, забавное. Расскажите ребенку о том времени, когда он был маленький (и уже тогда было видно, какой он умный, сообразительный, отзывчивый, проказливый и т.п.), — дети обожают такие рассказы.
  • Можно во время трапезы устраивать викторины. На тему недельной главы или на другую тему (которая, например, упоминается в недельной главе). Можно придумать загадки на тему предметов из недельной главы. Можно придумать вопросы самим или даже (в зависимости от возраста) заранее дать ребенку (если он заинтересуется) придумать вопросы для родителей.
  • Постарайтесь дать ребенку ощущение, что в субботу есть особое время, которое принадлежит ему. Можно задавать родителям любые вопросы (иногда им придется поискать ответ), можно говорить (почти) на любые темы, вместе мечтать, фантазировать, он может поделиться тем, что произошло за неделю, заняться теми вопросами, которые вроде «не горят», но которые можно спокойно обсудить.
  • Есть семьи, где мама в течение недели записывает все поступки детей (большие и маленькие), достойные похвалы, и зачитывает этот список в субботу для всех во время трапезы.
  • Если есть еще дети, в субботу можно устраивать представления, пантомиму (остальные должны отгадать — слово или понятие), прятки, жмурки, «горячо-холодно» и т.д.
  • И, конечно, готовить или покупать еду — особенную для субботы, то, что ребенок особенно любит. (Можно приобщить его к составлению субботнего меню: «Я могу приготовить такие, такие или такие салаты — что бы ты предпочел?». Дайте выбрать из приемлемого для вас «списка»). Ну и, конечно, сладости, любимые детьми, особенные на субботу!

Желаю вам радостной и предвкушаемой с радостью субботы — для всей семьи.

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Я сказала о любимом сыне: зачем я его родила! Что делать, чтобы не навредить этим сыну, да и себе?

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Беременность сорвалась, потому что я не хотела этого ребенка? Почему Всевышний допустил это?

20 апреля, отвечает Ципора Харитан

Муж не учит с сыном Тору. Я могу это делать сама, но опасаюсь обидеть мужа...

19 апреля, отвечает Ита Минкин