Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Приучаю годовалую дочь собирать пирамидки. Она плачет, но собирает...

Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкин, Домашнее обучение, Методики воспитания, Игры с родителями

Шалом! Я молодая мама, моей малышке уже годик. У меня вопрос касательно ее воспитания. Дело в том, что она очень активный, подвижный ребенок, какие-то игры, где нужно посидеть, ее не интересуют никогда. Зная эту ее особенность, а также начитавшись о пользе собирания пирамидок и строительства башен из кубиков, я занимаюсь с ней этими играми, можно сказать, через силу. Т.е. я ее сажаю, ставлю перед ней пирамидку, и сначала по принципу рука в руке (а сейчас она самостоятельно) мы собираем и разбираем пирамидки, играем в сортировщик и строим башни. Она почти всегда недовольна, плачет, но собирает пирамидки дальше. У меня вопрос — к чему может привести такое мое воспитание? К тому, что она возненавидит эти пирамидки навсегда, или к тому, что она научится сидеть спокойно и заниматься делом? Я за ней наблюдаю и вижу, что истерики сходят на нет, она понимает, что я не отвяжусь от нее, пока она не построит пирамидку, и делает то, что я от нее требую. Как-то замотивировать, пробудить интерес к этим занятиям у меня не выходит, а через силу, боюсь, что она потом сама вообще не захочет ничего учить и делать тоже. Как быть? М.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкин

Дорогая М.!

Задавая этот вопрос, Вы уже вплотную подошли к ответу. Ваше желание молодой мамы так понятно и естественно: дать малышу как можно больше (и как можно раньше!).

Но Вы немного опережаете события. Обучение идет успешно и прививает любимые навыки, прежде всего, когда соответствует физиологическому, или когнитивному, или эмоциональному уровню развития ребенка.

Заставьте ребенка в два года играть на скрипке. Заставить делать можно почти все что угодно, но ведь он возненавидит скрипку, возненавидит занятия, возненавидит музыку вообще. Сколько людей (продолжим пример с музыкой) после окончания музыкальной школы с ликованием закрывало инструмент и больше близко к нему не подходило! Потому что их — заставляли. И это, заметьте, притом, что обучение происходило, когда их развитие было на соответствующем уровне.

Возьмем, например, обычную маму, не имеющую феноменальной одаренности в математике (у нее другие способности), и ЗАСТАВИМ ее СИЛОЙ умножать в уме четырехзначные числа. И так каждый день.

Какова вероятность того, что она полюбит это занятие и по собственной воле захочет его продолжать? Так, ради интереса?

И какова вероятность того, что она это возненавидит?

ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ.

Если Вы хотите «опередить» уровень (а молодых мам хлебом не корми — дай опередить), обучение надо сделать как можно более —

  • легким (разложить на составляющие), упростить, сделать ПОСТЕПЕННЫМ;
  • НЕНАВЯЗЧИВЫМ: дать ребенку возможность самому проявить интерес;
  • без нажима: обучать в приятной обстановке, тактично.

И ПРЕКРАЩАТЬ ОБУЧЕНИЕ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ К НЕМУ ИНТЕРЕС.

Я бы Вам посоветовала кубики на время спрятать. Чтоб дочка о них забыла, так как она их уже ненавидит. Потом достать и посмотреть: подойдет ли она. Если нет, не настаивайте. Максимум, приобретите новые кубики другой расцветки.

Прежде чем научиться строить башни, ребенок проходит в «строительстве» несколько этапов.

  • разбрасывает «стройматериалы»;
  • выкладывает из коробки на пол;
  • собирает с пола в коробку;
  • перекладывает из одной коробки в другую;
  • ставит кубики В РЯД (заметьте, не один на другой);
  • ставит ОДИН кубик на другой;
  • ставит несколько кубиков один на другой.

Этот процесс со всеми этапами может занять недели и месяцы. Заставлять ее сейчас строить пирамидку — все равно, что заставлять бегать до того, как научилась ползать. Или скакать на лошади аллюром до того, как научится взбираться на нее…

Более того. Дорогие молодые мамы, «приучение» ребенка силой, через плач, пусть вами и движут светлые намерения вести его по пути знаний, граничит с насилием (со всеми вытекающими). Взываю к вам: остановитесь!

Еще пример из этой же «оперы». Мамы заставляют ребенка учиться рисовать домик или человечка, не понимая, что этот, как и любой другой, процесс обучения навыку идет постепенно и ступенчато:

  • малыш колотит карандашом или фломастером по бумаге так, что в листе появляются дыры;
  • он проводит короткие резкие линии (борозды на бумаге);
  • он рисует «почеркушки»;
  • он учится рисовать кружок (который не кружок совсем, но имеет что-то общее с замкнутой линией);
  • он умеет рисовать более-менее замкнутую линию (где захочет, а не там, где выйдет);
  • он рисует что-то похожее на облако — это кружок в его представлении;
  • к этому кружку он пристраивает линии — это ручки \ножки. Это все — ЧЕЛОВЕЧЕК! («головастик» на жаргоне детских психологов).

И переход от ступени к ступени занимает месяцы, и даже годы!

Поэтому не торопитесь. Терпение и постепенность, постепенность.

Успеха!

P.S.:

Советую почитать книги известного исследователя и ученого — Пиаже. Это классические исследования развития навыков у детей. А также — замечательную книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Как?».

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

Дети не хотят молиться дома, в том числе — произносить благословения после еды...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

На 9-ом месяце беременности у меня умер ребенок. Боль, злость и чувство вины становятся все сильнее...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Меня пугает мысль о новой работе: а вдруг не получится?!

20 июня, отвечает Лея Солганик