Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Моя четырехлетняя дочь невнимательна!

Темы: Воспитание детей, Дети, Дисциплина, Дошкольники, Ита Минкин, Критика, Общение с детьми

Моя дочка, четыре года, невнимательна! Если она сделает что-то плохое или неправильное, я, конечно, стараюсь объяснить, что к чему, но она вроде слушает, вроде слышит, но видно, что это не так. Она как-то смотрит сквозь тебя. Также в этот момент, когда объясняешь ей, она может начать играть или отвлекаться, я чувствую себя не услышанной и не важной, это так раздражает меня. А если спросишь у нее, все ли она поняла, она скажет да, но если попросишь пересказать то, что я сказала, она не знает!!!! Что мне делать? Н.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая Н.,

Проделайте следующие два эксперимента:

  • 1) Скажите дочке что-то приятное и проследите, насколько она способна усвоить эту информацию.
  • 2) В следующий раз, когда вы будете «объяснять ей, что к чему», проделайте это в неожиданной форме: усадив ее на колени, или сидя рядом с ней на ковре, или прошептав ей нужную фразу на ушко.
  • Она это восприняла? Поняла? Усвоила?

    Если ответ положительный (можно проделать эти эксперименты несколько раз ради чистоты опыта), то можно смело утверждать, что у дочки с восприятием все в порядке, и вся проблема — в той форме, в которой мы, родители, привыкли делать замечания детям.

    Следует понимать, что, обучая детей, «что к чему», мы готовим их быть людьми аккуратными, ответственными, вежливыми и т.п., без этого невозможно жить в обществе. По сути, мы предоставляем информацию, которая будет значимой для них на протяжении десятков лет. Это, согласитесь ценная информация. Это наш им подарок.

    Как принято делать подарки? Есть некий ритуал. Обычно, делая подарок, дожидаются подходящего момента, смотрят в глаза, говорят что-то сердечное или хотя бы пытаются, и т.д. И уж точно, не швыряют подарок, рассерженно что-то при этом крича. Если это не сцена из мыльной оперы, а ситуация, когда люди хотят, чтобы их подарок оценили, они и действуют соответствующе.

    Понимаете, куда я клоню? Если мы хотим, чтобы дети восприняли наши упреки или замечания, мы должны четко знать, в какой форме их делать, иначе израсходуем энергию впустую — это в лучшем случае, или возведем стену отчуждения — в худшем.

    Вот вкратце эти правила:

  • 1) Описать ту вещь, которой мы недовольны, вместо того, чтобы читать нотации:
  • Фантики от конфеты лежат на полу. Возможно, для ребенка постарше этого достаточно, но четырехлетке нужно сказать подробнее. Тут пригодится —

  • 2) Предоставить информацию:
  • Фантики от конфет нужно бросать в мусор.

    Если ребёнок продолжает играть, то, не говоря больше ничего, мы берем его за руку, берем фантик и идем вместе бросать в мусор. Не злобно и раздраженно, а спокойно, доброжелательно.

  • 3) Если мы уверены, что ребенок понял принцип, но упрямится, можно превратить в игру. Игра нейтрализует «анти».
  • Я закрою глаза (или отвернусь), и когда фантик добежит до мусора и прыгнет в него, то скажи мне!

    Если нам надоело напоминать, то пригодится —

  • 4) Нарисовать картинку. (Детям постарше пишут записку). Нарисуйте смешную картинку: фантик в ведре \ игрушки в корзине \ руки моются над раковиной \ зубная щетка приплясывает на зубах и т.д. Вам останется только показать на картинку и спросить: «Ну-ка, ну-ка, что у нас здесь нарисовано?»
  • А это, согласитесь, лучше, чем читать долгую нотацию.

    Если Вы видите, что эти способы не помогают, то постарайтесь обойтись неделю без замечаний (в крайнем случае, постарайтесь говорить как можно меньше, а действовать спокойно вместе), а посвятите эту неделю совместным играм, чтению, общению. Ребенок, который рад общению с взрослым, будет, как правило, рад и выполнить его наставления.

    Подробнее о способах без потерь и с пользой «научить ребенка, что к чему» можно прочитать в книге А. Файбер и Э. Майзлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы они говорили», а также в моей книжке «Ох уж эти взрослые, или За что гладят рубашки?».

    С уважением, Ита Минкина


    Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

    Шломбайт за 1 минуту!

    Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
    Подписаться

    Семья

    Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

    21 апреля, отвечает Ита Минкина

    В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

    19 апреля, отвечает Ципора Харитан

    Как мне простить мать?

    17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

    О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

    Седер

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «О нашем, еврейском»

    Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

    Пасхальная Агада

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «О нашем, еврейском»

    Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

    Законы пасхального седера

    Рав Бенцион Зильбер

    В каждом поколении

    Рав Реувен Пятигорский

    В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.